Госдума приняла в первом чтении законопроект «О внесении изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях в части ответственности за совершение правонарушений в сфере выпуска и обращения топлива на рынке», который существенно ужесточает ответственность за продажу некачественного топлива.
В соответствии с законопроектом, за реализацию некачественного моторного топлива устанавливается штраф в размере 1% от выручки, но не менее 500 тыс. рублей, с возможной конфискацией предметов правонарушения. При повторном нарушении предусмотрен штраф в размере 2 млн рублей или приостановление деятельности на 90 суток.
Хотя законопроект затрагивает торговлю всеми видами топлива — автомобильного, судового и авиационного, необходимость его разработки обусловлена проблемами, связанными с реализацией автомобильного бензина и солярки.
По результатам проведённой в 2016 году Росстандартом проверки 1536 автозаправочных станций были выявлены различные нарушения на 18% АЗС. При этом 12% станций продавали топливо, не обладающее необходимыми физико-химическими свойствами, то есть представлявшее собой суррогат. В то же время показатель выявленных нарушений оказался самым низким за период с 2012 по 2016 год. Для сравнения: в 2015 году нарушения были обнаружены на 42,5% автозаправочных станций. Заметное улучшение ситуации в 2016 году стало следствием масштабной проверки АЗС и нефтебаз в 2015 году Генпрокуратурой и Росстандартом по поручению Владимира Путина.
В настоящее время на рынке в России ежегодно реализуется порядка 10 млн тонн суррогатного топлива. Особенно острая ситуация сложилась с торговлей дизельным топливом. В этой сфере, по разным оценкам, на суррогат приходится 20–30% от общего объёма реализуемой солярки.
На сегодняшний день штрафы за нарушение технических регламентов при реализации топлива не особенно велики: для должностных лиц — 10–20 тыс. рублей, для индивидуальных предприятий — 20–30 тыс. рублей, для юридических лиц — 100–300 тыс. рублей. Как заявил в этой связи глава Росстандарта Алексей Абрамов, «практика показывает, что размер административных санкций сегодня не релевантен тому экономическому и экологическому ущербу, который причиняется при реализации на рынке некондиционного моторного топлива».
— За последние годы качество топлива, реализуемого на автозаправочных станциях, безусловно, улучшилось, и в целом ситуация в этой сфере стала намного цивилизованнее. Это следствие усилий разных органов и применения различных методов. Сейчас на рынке остались коммерческие структуры, которые на «праведный» путь можно направить только с помощью жёстких административных мер — другого языка они не понимают. С вступлением в силу нового закона продавать некачественное топливо будет просто невыгодно. Главный сдерживающий фактор — оборотный штраф за реализацию суррогатного топлива в размере 1%, но не менее 500 тыс. рублей. Очень серьёзный рычаг — приостановка деятельности автозаправочной станции до 90 дней. Думаю, эти меры могут коренным образом изменить ситуацию на топливном рынке.