Вместе с полюбившейся россиянам «чёрной пятницей» число заказов в интернет-магазинах значительно увеличивается. Однако при этом покупательский спрос в России снижается, это находит отражение в уменьшающемся на протяжении пяти лет «весе» среднего чека. И не стоит забывать, что некоторую часть потенциальных доходов от распродажи собираются оттянуть на себя и различные мошенники. В деталях предстоящего сейла разбирался News.ru.
Масштабной распродаже в рамках международной акции «Чёрная пятница» традиционно сопутствует pre-sale, которая стартует заблаговременно, и post-sale — она завершится уже в декабре. Кульминационным же днём распродаж станет 29 ноября. В этот день интернет-магазины будут предлагать покупателям миллионы товаров всех категорий со скидками, достигающими порой 70–90%. Но не стоит забывать, что некоторые грешат тем, что сначала повышают цены на продукцию, делая, таким образом, итоговые скидки весьма скромными.
Сам термин «чёрная пятница» появился в США в 1960-х годах как неформальное название пятницы после Дня благодарения для обозначения начала сезона праздничных покупок перед Рождеством. Позже распродажи стали популярны во всём мире и проводятся ежегодно.
Мы не ждём никаких чудес. Понятно, что покупательский спрос падает. Это не означает, что покупают меньше, просто приобретают более дешёвые вещи и меньше тратят, поскольку доходы населения уменьшаются. Так что денежный оборот вряд ли сильно удивит и останется примерно на уровне прошлого года.
Доходы российских интернет-магазинов, полученные в прошлогоднюю «чёрную пятницу», смогли оценить в Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ). Совокупный заработок достиг тогда 17,4 млрд рублей.
Одновременно с этим на протяжении последних пяти лет наблюдается снижение размера среднего чека по внутрироссийским интернет-покупкам. По словам главы НАДТ, с уровня 3,6 тыс. рублей его размер сократился до 2,8 тыс. рублей по итогам прошлого года. В 2019-м, по его прогнозу, размер среднего чека будет ещё ниже.
Эта тенденция прослеживается в исследовании Data Insight российского рынка электронной торговли в первом полугодии 2019 года. По данным агентства, общее количество заказов возросло на 44% по отношению к аналогичному периоду прошлого года и достигло 191 млн. А вот размер среднего чека сократился на 13%.
Чек снижается по всему рынку, но с разной скоростью. Это связано с тем, что покупатели заказывают чаще и мельче, — поясняется в исследовании Data Insight.
Несмотря на это, общий объём рынка интернет-торговли в денежном выражении в первом полугодии достиг 725 млрд рублей, что на 26% больше, чем годом ранее.
Ускорение динамики рынка обеспечено в первую очередь стремительным — на уровне 100% в год и более — ростом нескольких крупных онлайн-ретейлеров.
Одной из важных тенденций в настоящее время выступает тот факт, что с рынка постепенно исчезают небольшие игроки.
По мнению Александра Иванова, большинство из них перестраивают свой бизнес и переходят на крупные платформы, оборот которых демонстрирует устойчивый рост.
Уже несколько лет самый популярный товар для покупок в Интернете — это одежда. Это не только у нас, это во всём мире так. В РФ есть абсолютный лидер продаж, но и другие игроки, которые занимаются этим сегментом, тоже очень сильные, — отмечает президент НАДТ.
Поэтому для вещевых маркетплейсов «чёрная пятница» является довольно успешным периодом.
К распродажам в «чёрную пятницу» подключается подавляющее большинство известных торговых компаний. Эта акция вызывает интерес у огромного числа потенциальных покупателей, которые ищут товары с большими скидками. Но, к сожалению, к этому событию готовятся и различные мошенники.
Одной из самых распространённых схем их работы является создание фишинговых сайтов, имитирующих ресурсы онлайн-магазинов. После того как покупатели внесли предоплату, такие ресурсы закрываются.
Вернуть свои деньги обманутым покупателям в таком случае очень сложно, поскольку банк не примет заявление, если есть подтверждение, что операция совершена добровольно. При этом найти сетевых мошенников часто оказывается практически невозможно.
Прежде всего мошенники наносят известным брендам финансовый урон, перетягивая к себе потенциальных покупателей. Кроме того, недовольные покупатели, обманутые на таком фейковом сайте, нередко выплёскивают свои эмоции в адрес самого бренда, что наносит вред имиджу компании.
Впрочем, по его словам, крупные игроки постоянно мониторят Интернет на предмет появления сайтов-двойников, в чём им помогают новые технологии и сервисы.
Что касается покупателей, то им тоже необходимо проявлять осторожность. В числе простых правил безопасности, например, собственноручная проверка легитимности сайтов, адресов отправителей писем и корректности ссылок.
Если вы решили совершить покупку в интернет-магазине, с которым раньше не имели дела, поищите отзывы о нём в Интернете. Если отзывов совсем нет, велик риск, что вы имеете дело с ресурсом-однодневкой. Впрочем, исключительно положительные или отрицательные отзывы также являются поводом насторожиться. Обратите внимание на дату его создания: сайт, который создан пару дней назад, вряд ли заслуживает вашего доверия, — советует Игорь Сергиенко.
Кроме того, не стоит использовать для онлайн-шопинга счёт, на котором хранятся все сбережения. Идеальным вариантом будет завести отдельную карту для покупок и пополнять её по мере необходимости.