Что ждёт авторынок в новом году?

Экономика 11 декабря, 2017 / 17:38

В 2018-м могут повысить утилизационный сбор на легковые автомобили. С такой инициативой выступил Минпромторг, отмечает газета «КоммерсантЪ» со ссылкой на источник. По данным издания, рост этого показателя достигнет 87–125%.


Что это означает?

Напомним, что утилизационный сбор ввели с 1 сентября 2012 года. Первоначально его оплачивали зарубежные производители, а российские заводы гарантировали утилизацию. С 2014 года утильсбор распространился на всех участников рынка, как на иностранных, так и на отечественных. Однако отечественные компании стали получать компенсацию от правительства в виде промышленных субсидий. То есть увеличение этого сбора может повлиять в основном на рост цен в секторе иномарок.

Как уточнили специально для News.ru в Минпромторге, проект об индексации утилизационного сбора внесён в правительство РФ. Её размер зависит от того, насколько экологична модель, особенно с пробегом, а также — в каких объёмах модель производят и импортируют.

Фото: ТАСС/Михаил Джапаридзе

«Средневзвешенный размер индексации утилизационного сбора с учётом прогноза рынка на 2018 год составит 15–17,5%», — сообщили в ведомстве.

Замгенерального директора ПАО «СОЛЛЕРС» Зоя Каика пояснила, что сейчас в России по-прежнему нет возможностей перерабатывать ключевые материалы и комплектующие. «Для создания подобных мощностей необходимо финансирование со стороны государства», — рассуждает представитель отечественного автопроизводителя. Она уверена в том, что сохранение программы господдержки позволит пройти повышению утилизационного сбора (УС) безболезненно для отраслей и потребителей. «Наши предприятия не планируют повышать цены в связи с увеличением ставок УС в следующем году», — добавила Зоя Каика.


Каким будет год?

Но как повышение УС повлияет на авторынок в целом? В беседе с корреспондентом News.ru аналитик Frost & Sullivan Иван Кондратенко отметил, что если такой шаг будет предпринят, можно ожидать ощутимого увеличения цен на автомобили. «Это сильно подкосит рынок, который только начал своё восстановление после тяжёлого спада. Зарубежные машины, которые импортируют в Россию, будут подвержены наибольшему росту цен», — полагает аналитик.

Коллегу поддерживает и директор дилерского центра «АВИЛОН» Ford Михаил Жмаков. Разговаривая с корреспондентом News.ru, он заявил, что суммарно стоимость машин вырастет на 10–15%. «И это уже существенный рост, который действительно может негативно повлиять на восстановление», — полагает руководитель. Помимо повышения сбора, отмечает он, влияет также ежегодная индексация стоимости автомобилей — от 3 до 7%.

Однако в коммюнике Минпромторга говорится, что это не приведёт к увеличению стоимости машин, которые производят в России.

Во многом благодаря господдержке автомобильной промышленности в 2018–2020 годах. Планируется ежегодно направлять на эти нужды 125 млрд рублей, включая субсидии на программы стимулирования спроса, поддержку производителей, а также выполнение ими экологических требований.

Радужные мысли вселяет также доклад, который подготовили в Price Waterhouse Coopers (PWC). В нём речь идёт о том, что в следующие несколько лет (с 2018-го по 2020-й) в России постепенно будут восстанавливаться объёмы производства. До конца 2020 года на территории страны как максимум произведут 3,3 млн машин.


Фото: ТАСС/Артём Геодакян

Беседуя с корреспондентом News.ru, руководитель группы по оказанию услуг предприятия автомобильной отрасли EY в СНГ Андрей Томышев сообщил, что популярностью будут пользоваться модели класса SUV, то есть кроссоверы и внедорожники. В частности, бюджетные и компактные кроссоверы B-SUV. На эти машины постепенно и переориентируется спрос тех, кто предпочитает B-класс, говорит эксперт.

В то же время, по словам Ивана Кондратенко, структура рынка в 2018 году не изменится.

«Бюджетный сегмент российских и иностранных брендов местного производства будет сохранять лидирующие позиции. Такие модели, как Kia Rio, Lada Vesta, Lada Granta, Hyundai Solaris, Hyundai Creta, будут в числе лидеров рынка», — полагает аналитик.

Каким будет 2018-й для рынка машин? Примерно понятно. Главное — всё рассчитать, чтобы покупка «средства передвижения» не сильно ударила по бюджету. И сделать правильный выбор.