Чиновники заправятся дешёвым бензином

Экономика 23 мая, 2018 / 16:20

Сильный, если не сказать рекордный рост цен на топливо, отмечаемый этой весной, заставил чиновников и депутатов задуматься о снижении акцизов. Некоторые СМИ поспешили сообщить, что такое решение уже поддержано правительством. Значит, можно надеяться, что цены на российских АЗС поползут вниз?

Пока такое движение выглядит как фантастика — мы привыкли к тому, что ценники на заправках меняются в сторону повышения чуть ли не ежедневно. Например, в Москве с начала этого года розничные цены на топливо увеличились почти на 3 рубля за литр. В частности, цена на АИ-92 возросла на 2,75 рубля, до 41,3 рубля за литр, АИ-95 — на 2,86 рубля, до 44,6 рубля за литр. Эксперты отмечают, что это вдвое больше прошлогодних темпов роста.

Ситуацию почему-то решили прокомментировать в Центробанке.

«В этом году выросли международные цены, выросли акцизы — это два фактора, которые внесли вклад (в рост цен на бензин)», — заявила первый зампред ЦБ Ксения Юдаева. Она добавила, что пока рост цен на бензин не оказывает влияния на инфляцию. И в этом смысле, что называется, открыла Америку. На самом деле любое, даже незначительное повышение цен на топливо сразу тянет за собой всю остальную ценовую цепочку. Известно ведь, что доля транспортных расходов в стоимости многих товаров и продуктов, к примеру, хлеба, составляет до 50%.

Фото: kremlin.ruМинистр энергетики России Александр Новак

А вот в том, что на цену топлива огромное влияние оказывают акцизы, Юдаева, конечно же, права. Акцизы у нас растут, как грибы после дождя. Однако, в отличие от грибов, прут не сами по себе. Решение об очередном их повышении принимают депутаты Госдумы с подачи правительства.

Вот и в прошлом году кабинет министров взял и поднял акцизы на топливо, причём в два этапа — по 0,5 рубля за литр с 1 января и с 1 июля. Повышение оказалось гораздо выше того, которое планировалось изначально. А ведь, по данным Федеральной антимонопольной службы, доля налога (акциз на самом деле — тоже, по сути, вид налога) в конечной цене каждого проданного литра моторного топлива составляет 65%.

Вопреки обещаниям некоторых чиновников, заверявших нас, что цены на топливо будут расти незначительно, в соответствии с темпами инфляции, они давно вырвались вперёд «на целый корпус». Подсчитано, что стоимость бензина растёт в три раза быстрее всей прочей инфляции. Есть прогнозы, что к концу года в ряде регионов цена АИ-92 может перевалить за психологическую отметку 50 рублей.

Хорошенький старт у нового правительства, ничего не скажешь. С упоением толкуют о социальной переориентации всей политики и экономики государства, а на деле — всё как обычно.

«Сдерживание цен на бензин — важный фактор поддержания доверия к нынешней власти: цены на топливо беспокоят очень многих жителей страны», — говорит директор Института актуальной экономики Никита Исаев. Он добавляет, что особого труда властям договориться с предприятиями не составит, тем более если учесть, что производством бензина занимаются главным образом компании с государственным участием.

Снизить акцизы на топливо из-за рекордного роста цен на бензин, по сведениям РБК, правительству предложили Минэнерго и ФАС. Министр энергетики Александр Новак и замглавы ФАС Анатолий Голомолзин презентовали инициативу на совещании у вице-премьера Дмитрия Козака, курирующего в новом правительстве вопросы энергетики и промышленности. Высказывается предположение, что Козак к почину ведомств отнёсся сочувственно. Более точной информации по этому поводу, к сожалению, нет, так как сам вице-премьер комментировать тему отказался.

По словам главы комитета Госдумы по транспорту и строительству Евгения Москвичёва, правительство обсуждает возможность снижения акцизов на топливо на 2–4 рубля за литр. Напомним, сегодня акцизы на бензин пятого класса и дизельное топливо составляют 11,2 тысячи рублей за тонну. Таким образом, обсуждается снижение акцизов на 18–27%.

Решение о снижении акцизов, однако, может и не состояться. Дело в том, что из-за этого дорожные фонды лишатся примерно 80 млрд рублей в текущем году. Впрочем, при желании эти потери можно будет легко восполнить за счёт сверхдоходов от продажи энергоносителей. По оценкам министра энергетики Александра Новака, в прошлом году российский бюджет из-за высоких цен на нефть дополнительно получил 1,2 трлн рублей. В I квартале нынешнего года сверхдоходы для России составляли до $121 млн в сутки, сообщало Международное энергетическое агентство.

Почему бы часть внезапно перепавшего богатства не направить на строительство и ремонт дорог? У страны немного найдётся забот, сопоставимых по масштабам и остроте с качеством её трасс. Сколько можно решать проблему за счёт автомобилистов, а заодно и всех остальных граждан страны, по карманам которых больно бьют бензиновые цены!

Фото: gazprom-neft.ru

Итак, представим себе, что решение об акцизах принято. Обернётся ли оно долгожданным снижением цен на топливо? Это может показаться странным, однако подобная постановка вопроса вполне уместна. В самом деле, кто нам даст гарантию, что снижение акцизов автоматически повлечёт за собой демократизацию цен на АЗС?

По мнению экспертов, сокращение акцизов на топливо в нынешней ситуации не приведёт к снижению розничных цен, но оно, по крайней мере, поможет приостановить их рост. Или нет.

Дело в том, что у нас рынок опирается не столько на понятие экономической целесообразности, сколько на жадность монополистов. Известно, что производством и поставками топлива в России занимается мизерное число компаний, так что их вполне можно приравнять к монополистам, диктующим свои цены потребителям. Если власти снизят акцизы, нефтяные и бензиновые «короли» наверняка придумают ещё какие-то причины для того, чтобы сохранить ценовой статус-кво. Например, набивший оскомину аргумент про модернизацию, в которой, дескать, отчаянно нуждаются отечественные нефтеперерабатывающие предприятия. Начали говорить об этом давно, но воз, кажется, и ныне там.

Так что известие о снижении топливных акцизов надо воспринимать спокойно. К тому же пока доподлинно неизвестно, состоится ли это самое снижение вообще, не утонет ли в трясине ведомственных согласований.

Надо думать, многими чиновниками сейчас овладело сомнение. Как же так, акцизы (как и прочие налоги) всегда только повышали, сдирая с сограждан последнюю шкуру. А тут вдруг понижать? Не воспримут ли россияне этот «аттракцион неслыханной щедрости» как проявление слабости власти? Не потребуют ли, например, снижения непомерно раздутых тарифов ЖКХ? Не слишком ли опасный прецедент будет представлять собой в этом контексте снижение топливных акцизов?