Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ) направила главе Минпромторга Денису Мантурову письмо с предложением рассмотреть возможность разработки проекта закона о распродажах.
Как отмечается в письме, распродажи и скидки становятся всё более популярны, однако их правового регулирования в России до сих пор нет.
«В Европе существует аналогичная законодательная практика, например, с 2011 года в Италии действует закон о распродажах, согласно которому по всей стране устанавливаются единые сроки распродаж. Государство ежегодно утверждает официальный календарь распродаж, а нарушение графика влечет за собой определенные санкции — штрафы. Также, устраивать скидки и акции бутики и прочие магазины вне официального календаря могут только с разрешения властей», — отмечается в письме.
Между тем уже 24 ноября, с «чёрной пятницы», стартуют традиционные рождественские распродажи. Впервые этот термин появился более полувека назад в США, хотя сами распродажи известны ещё с XIX века. Интересно, что несмотря на будний день, уже с раннего утра возле торговых центров выстраиваются длинные очереди. Многие даже специально берут выходной. И как только двери магазинов открываются, толпы устремляются внутрь, сметая на своём пути и охрану, и продавцов, и полки с товарами. За понравившуюся дешёвую вещь иногда случаются и драки.
Правда, в современном мире всё большую популярность набирают интернет-магазины.
Так, по данным АКИТ, рынок интернет-торговли только в первом полугодии 2017 года вырос на 22% по сравнению с аналогичным периодом года прошлого.
«В 2017 году e-commerce в России продолжает стремительно развиваться, всё большее количество покупателей переходит в онлайн-канал. Интернет-торговля получила своё широчайшее признание по всей России, уже практически все пользователи Глобальной сети имели опыт покупок в Интернете», — отмечает исполнительный директор АКИТ Артём Соколов.
Интересно, что всё активнее в распродажах участвуют мужчины. Так, 47% интернет-покупок в первом полугодии этого года совершили именно представители сильного пола. Впрочем, это вполне можно объяснить нелюбовью большинства мужчин к походам по магазинам. Если женщины, как правило, получают удовольствие от этого процесса, своего рода отдых, то у мужчин он вызывает раздражение.
Распродажи с каждым годом становятся всё более популярны, в том числе и онлайн-распродажи. Мы фиксируем всё больший спрос и при этом всё больше жалоб потребителей на недобросовестные магазины, которые перед распродажами сознательно сильно завышают цены, а в момент распродаж делают фактически ложные скидки.
Мы понимаем, чтобы как-то защитить потребителей, нужна законодательная база. Сейчас распродажи у нас в стране вообще никак не регулируются. Мы предлагаем в первую очередь законодательно закрепить термин «распродажа» и создать некий свод правил, который будет защищать права как потребителей, так и предпринимателей, потому что потребители тоже бывают не очень добросовестны: покупают товары со скидкой, а потом через суд возвращают их полную стоимость. Если крупным магазинам просто бороться с этой ситуацией, то мелкие несут большие затраты.
Мы направили в Минпромторг письмо, чтобы они инициировали обсуждение, в том числе с крупным ретейлом. Мы надеемся, что представители крупных компаний проявят интерес и скажут, что бы они хотели видеть в этом законе. Предложения и мнения, собственно, и лягут в основу текста законопроекта. Надеемся, что к лету 2018 года закон будет принят.
— Что вы ожидаете от грядущей «чёрной пятницы»?
На нашей площадке от «Настоящей чёрной пятницы», которую мы проводим уже второй год подряд, мы ожидаем увеличения трафика. В прошлом году он составил более полутора миллионов человек, в этом ожидаем не менее двух.
Кроме того, мы ожидаем уменьшения жалоб на интернет-магазины. Мы тщательно поработали с мониторингом цен, и когда будет загружаться предложение со скидкой, система автоматически анализирует его цену за последние две недели. И если эта цена сознательно завышалась, а потом занижалась к распродаже, то эти предложения будут сниматься автоматически.