ЦБ основательно «зачистил» банковский сектор

Экономика 16 мая, 2019 / 17:43

Процесс очищения банковской системы почти завершён, новых крупных санаций не предвидится, заявил на заседании комитета Госдумы по финансовому рынку первый зампред ЦБ Дмитрий Тулин. По мнению опрошенных News.ru экспертов, ситуация не столь однозначна, и представитель регулятора явно о чём-то умалчивает.

Я считаю, что три четверти этого пути мы прошли, и вот таких крупных масштабных явлений, печальных событий, которые были в 2017 году, мы не ожидаем, — сказал чиновник.

Решающий 2017-й

Именно тот год, напомнил Тулин, оказался во многом судьбоносным, переломным для отечественной банковской системы. В мае 2017-го был принят закон о создании Фонда консолидации банковского сектора, формируемого за счёт средств ЦБ для санации. Такая схема предусматривает меры по предупреждению банкротства и урегулированию обязательств санируемых банков. Речь идёт, в частности, об осуществлении инвестиций в их капитал и последующей (после оздоровления) продаже новому владельцу на проводимом ЦБ открытом аукционе.

Первым крупным банком, который попал под санацию через ФКБС, стал «ФК Открытие» — это произошло в конце августа 2017-го года. Затем наступила очередь других крупных финансовых организаций — Бинбанка, Промсвязьбанка, «Траста», Рост-банка, банка «Советский» и Азиатско-Тихоокеанского банка.

В результате расчистки банковского сектора и усиления регуляторного надзора финансовая система стала более устойчивой. Активы, прибыль и объёмы кредитования банков растут, кредитные организации стали меньше заниматься сомнительными операциями, выросла прозрачность сектора, «просрочка» стабилизировалась, — полагает старший аналитик «БКС Премьер» Сергей Суверов.

Путь почти пройден

Собеседник News.ru согласен, что процесс очищения банковской системы близок к завершению. Но при этом, добавляет эксперт, возникает необходимость в разгосударствлении: сейчас доминируют госбанки, что снижает уровень конкуренции, а ряд иностранных банков сами ушли с рынка.

Если судить по тому, насколько часто отзывались лицензии у коммерческих банков со стороны ЦБ в текущем году, можно согласиться с заявлением Тулина о почти пройденном пути, — говорит ведущий аналитик «Бизнес Инсайдера» Анар Исмаилов.

Однако, отмечает он, это не значит, что ничего подобного ждать больше не стоит. Скорее всего, со временем банковский сектор продолжит сжиматься на фоне экономического спада, а также роста недоверия граждан по отношению к мелким и средним банкам. Поэтому может появиться другая тенденция, которая, впрочем, не будет носить массовый характер: кредитные организации начнут самостоятельно сдавать свои лицензии. В первую очередь, пострадают небольшие региональные банки, особенно, если они работают именно на розничный сегмент, а не обслуживают интересы какой-то компании или группы компаний.

Прошедшую «зачистку» можно оценивать по-разному. С одной стороны, безусловно, было необходимо закрыть недобросовестные кредитные организации, которые, в том числе выводили деньги за рубеж, фактически воровали их, — отмечает специалист.

В то же время конкуренция в банковском секторе резко снизилась, а рынок постепенно превращается в олигопольный, то есть тот, на котором конкуренция несовершенна из-за малого количества участников. Однако, возможно, это нормальный процесс, учитывая объём российской экономики, а также долю малого и среднего бизнеса в ней. В целом нынешнего количества банков хватает для обслуживания экономики, резюмирует собеседник News.ru.

Передел бизнеса под видом санации

Директор департамента управления активами компании ERARIUM Group Денис Лисицын согласен, что порядок в банковской сфере наводить нужно. В первую очередь — в области необоснованно завышенных ставок по кредитованию населения, в особенности ипотечного кредитования и для развития малого и среднего бизнеса.

Но по факту вся санация выглядела, как передел банковского бизнеса в стране. Ангажируемые банки правительственных и приближённых к ним структур санировались, причём для ряда банков суммы санаций оказались значительно выше поступлений некоторых налогов в федеральный бюджет, например, от повышения акцизов на бензин. Спрашивается, кто от этого выиграл?! — рассуждает эксперт.

А вот другие банки просто лишались лицензий и обанкротились, их активы переходили опять же в ангажируемые властью коммерческие банки. В целом, на взгляд собеседника News.ru, ситуация не очень понятная и не слишком приятная. При этом сам Центробанк по закону не может проверить ни прокуратура, ни Счётная палата, ни любой другой правительственный орган кроме, наверное, Совета Федерации. По данным из разных источников, ЦБ планирует проверить и отозвать лицензии ещё у нескольких десятков банков России, добавляет Лисицын.

К слову, в ноябре 2017 года Дмитрий Тулин заявил, что санации крупных российских банков будут продолжены. Ранее другие представители регулятора, в частности, первый зампред ЦБ Сергей Швецов выступили с утверждениями, что «оздоровление» банковского сектора близко к завершению. Между тем, летом 2017-го в банке «Югра», входившем в топ-30 крупнейших отечественных банков, была введена временная администрация. Вскоре после этого Банк России лишил «Югру» лицензии, хотя ни одно из обвинений в адрес руководства кредитной организации (махинации со вкладами, несоблюдение нормативов, кредиты «фиктивным» заёмщикам) не нашло своего подтверждения.