Банк России помог скорректировать в 2018 году свыше 4,8 млн записей в кредитных историях (КИ) россиян. Информация о заёмщиках нуждалась в актуализации, так как в ней нашлись ошибки по вине банков или микрофинансовых организаций (МФО). Чаще всего кредиторы допускают промахи в текущем состоянии займов, а именно в сведениях по активности договора, передаче кредита коллекторам, статусе банкрота или признании долга безнадёжным, рассказывают представители бюро кредитных историй.
С подачи Центробанка в базах БКИ была исправлена информация о более чем 4,8 млн счетов российских заёмщиков, рассказывает News.ru представитель ЦБ. Дело в том, что регулятор в 2018 году выявил ряд нарушений кредиторами законодательства о кредитной истории, которые касались своевременной и корректной передачи в БКИ данных о платёжном поведении россиян. Для нормализации ситуации в Банке России провели комплекс надзорных мероприятий, которые, по сути, позволили «переписать» несколько миллионов КИ заёмщиков. Это позволит корректно рассчитывать показатель долговой нагрузки заёмщиков, отмечает представитель ЦБ.
«Корректная кредитная история является важным фактором в создании здорового рынка, поскольку позволяет кредиторам получать актуальную и достоверную информацию о платёжном поведении потенциального заёмщика, а также обеспечивает добросовестным заёмщикам возможность получать более дешёвые кредитные продукты», — заключает представитель Центробанка.
Россияне и сами могут попытаться «переписать» свою кредитную историю, точнее, исправить ошибки в ней. Человек может просто подать заявление в БКИ с требованием внести корректировки в КИ. После этого бюро направляет официальный запрос в банк или МФО, допустившие, по мнению заёмщика, неточность.
«Кредитор обязан рассмотреть заявку и принять решение по ней в течение 14 календарных дней», — рассказывает News.ru генеральный директор БКИ «Эквифакс» Олег Лагуткин.
Если ошибка подтверждается, продолжает он, кредитор вносит необходимые изменения, либо подтверждает достоверность переданной ранее информации. Абсолютный рекорд — три рабочих дня с момента направления запроса в банк. Заявку на корректировку сведений в кредитной истории можно подавать и напрямую в банк, но претензии, поданные через БКИ, рассматриваются быстрее, уверяет Лагуткин. В половине случаев граждане пытаются исправить данные о текущем состоянии кредита, а именно оспаривают информацию по активности договора, передаче кредита коллекторам, статус банкрота или признание долга безнадежным, указывает глава БКИ. Ещё 20% заявителей отрицают факт оформления договора, что практически всегда означает мошенничество со стороны третьих лиц, предупреждает Олег Лагуткин.
Каждый десятый заёмщик вынужден корректировать длительность просроченной задолженности как по действующим, так и по закрытым договорам, ещё 10% россиян обычно хотят исправить титульную часть. Скорректировать информационную часть пытаются также ещё 10% заёмщиков. Подача заявления на корректировку ошибки не всегда означает, что банк её признает, а БКИ поправит, следует из слов Лагуткина. По его наблюдениям, ошибка подтверждается чуть более чем в 50% из 100 случаев. Впрочем, несмотря на такую статистику, банки и МФО, как правило, заинтересованы в исправлении ошибок как можно скорее, заключает глава БКИ.