Центробанк в проекте основных направлений денежно-кредитной политики, помимо базового сценария, опубликовал три альтернативных с меньшей вероятностью — «усиление пандемии», «глобальная инфляция» и «финансовый кризис».
В ЦБ отмечают, что главной предпосылкой для кризисного варианта может стать увеличение глобального долга государств и компаний со слабыми показателями финансовой устойчивости. Также кризису будет способствовать рост «спекулятивного» сегмента корпоративного долга и разрыв «пузырей» на рынках активов.
В итоге в 2023 году инвесторы начнут активно избавляться от рискованных активов. Кроме того, обострятся долговые проблемы в странах с развивающимся рынком. В первую очередь это произойдёт в тех государствах, где накопились «значительные долги в иностранной валюте». Свою роль в этом сыграет и отсутствие поддержки со стороны международных контрагентов, которая имела место в 2020 году.
Из прогноза следует, что в результате в первом квартале 2023 года в экономике может начаться масштабный кризис, который можно сопоставить с ситуацией 2008–2009 годов, который эксперты характеризуют «длительным периодом неопределённости и затяжным восстановлением».
Если подобный сценарий реализуется, упадут спрос и цена на нефть — предположительно, до $40 за баррель в 2023 году. Небольшой рост возможен к 2024 году — до $45 за баррель. В этой ситуации российский ВВП упадёт до 1,4–2,4%, а ключевая ставка вырастет до 8,3–9,3%.
По прогнозам ЦБ, восстановление ВВП до 3-4% следует ожидать к концу 2024 года. При этом ставка может опуститься до 4,3–5,3%.
Ранее экономисты назвали валюты, которые могут исчезнуть из оборота.