В Центробанке заготовили целый ряд мер, которые в течение трёх лет позволят «усовершенствовать» регулирование и надзор за бюро кредитных историй (БКИ). Среди них — внедрение требований к деловой репутации топ-менеджмента БКИ, право до суда исключать БКИ из реестра и новые требования к финансовому положению учредителей бюро. Всё это, по сути, ужесточения правил «игры» на рынке, говорят его участники. Однако они относятся к грядущим нововведениям с осторожностью, при этом считая «некоторые» меры регулятора оправданными и своевременными.
Банк России планирует ужесточать в течение трёх лет регулирование и надзор за БКИ. Одной из мер станет введение требований к деловой репутации и квалификации к сотрудникам бюро по аналогии с теми, что есть для топ-менеджеров банков, страховщиков, негосударственных пенсионных фондов (НПФ) и микрофинансовых организаций (МФО). О таком намерении регулятора News.ru рассказал представитель ЦБ. Сейчас перечень должностей с учётом специфики деятельности бюро кредитных историй находится в процессе разработки, уточняет представитель Центробанка.
Пока у него есть требования только к финансовому положению и деловой репутации учредителей и конечных собственников БКИ. Предполагается дальнейшая проработка количественных и качественных критериев с учётом специфики деятельности бюро кредитных историй, добавляет представитель ЦБ. Для банков и иных финансовых организаций требования ЦБ к репутации и квалификации распространяются преимущественно на руководство, включая главного бухгалтера и лиц, их замещающих.
Свои надзорные полномочия в отношении БКИ Банк России хочет «усовершенствовать» и другими способами, следует из текста Основных направлений развития финансового рынка на 2019−2021 годы. Помимо введения новых требований в регуляторе также планируют получить право исключать БКИ из государственного реестра без решения судов, если ЦБ выявляет неоднократные или существенные нарушения законодательства со стороны бюро кредитных историй.
В дополнение к этому в Центробанке хотят получить право устанавливать порядок, при котором БКИ будут присваивать уникальный идентификатор каждой сделке, связанной с принятием кредитных рисков.
Учитывая важную, по сути, инфраструктурную роль БКИ на рынке розничного кредитования, некоторые меры со стороны Банка России участники рынка считают оправданными и вполне своевременными, рассказал News.ru гендиректор Национального бюро кредитных историй (НБКИ) Александр Викулин. Такие меры ЦБ вполне укладываются в логику общей линии регулятора по «очистке» реестра БКИ от неэффективных организаций.
В то же время по сравнению с действующими правилами предлагаемые меры, безусловно, являются ужесточением. БКИ, в отличие от финансовых организаций, не проводят операций с деньгами населения, рассуждает Викулин. Бюро оказывают не финансовые, а информационные услуги, и приравнивать БКИ к финансовым организациям не вполне оправданно. Равно как и исключать бюро из реестра без решения суда.
«Двойное (тройное) регулирование со стороны Банка России, Роскомнадзора и иных регуляторов представляется чрезмерным», — заключает он.
Сейчас рынок БКИ лишь входит в цикл активизации своего развития, поэтому на данном этапе квалификационные требования ЦБ выглядят превентивными и обоснованными мерами, которые в перспективе могут способствовать качественному развитию оценки кредитоспособности заёмщиков в России, добавляет главный аналитик «БКС Премьер» Антон Покатович. Также усиление регулирования позволяет предотвратить манипулирование данными заёмщиков в условиях активной кредитной экспансии, которая идёт со второй половины 2017 года.
«Такие действия ЦБ входят в общий лейтмотив регулятора по снижению рисков в банковской системе в условиях роста кредитной нагрузки населения», — отмечает Покатович.
Сейчас в России в реестре БКИ числится не более двух десятков организаций, их количество с 2006 года, когда они стали появляться, практически не менялось, напоминает гендиректор финансовой компании «Мани Фанни» Александр Шустов. Поэтому из-за нововведений Центробанка вряд ли кто-то из действующих бюро уйдёт с рынка. Такие требования не должны серьёзно затруднить их работу или выявить существенные нарушения в ней.
«Скорее, можно ожидать, что некоторые сотрудники БКИ либо поменяют место работы и их заменят отвечающие требованиям квалификации, либо, что наиболее вероятно, руководство за свой счёт будет проводить переквалификацию своих сотрудников, чтобы отвечать новым требованиям», — рассуждает Шустов.
Для эффективно работающих БКИ никаких негативных последствий не будет, считает Александр Викулин из НБКИ.