В начале апреля президент США Дональд Трамп ввел новые торговые пошлины на товары из почти двух сотен стран. Затем, из-за рисков мирового финансового кризиса, он приостановил свое решение на 90 дней: пока для всех стран действуют 10%-ные пошлины. Исключение — Китай, с ним взаимные тарифы плавно подбираются к 150%. Торговля между крупнейшими экономиками мира сейчас фактически невозможна. Эксперты рассказали NEWS.ru, как война пошлин отразится на товарном ассортименте и ценах в России.
Американский президент назвал введение пошлин «Днем освобождения», потому что убежден, что Штаты, ведущие торговлю практически со всем миром, делают это на невыгодных для себя условиях. И что у его страны есть экономические рычаги, способные навязать множеству стран практически любые условия торговли.
Также Трамп давно говорит о том, что США должны вернуть себе производства, которые до этого переносились в менее богатые страны. Чтобы заводы было проще возвращать, американский президент добивается существенного смягчения национального экологического законодательства.
Решение о пошлинах вызвало панику не только по всему миру, но и в США, так как задевало практически весь местный бизнес. На этом фоне Трамп отложил введение пошлин, заявив, что представители многих государств «целуют его в зад» и более 75 стран попросили о переговорах.
На китайские товары были введены изначально 34%-ные пошлины, и они могли бы быть смягчены в случае перехода соцсети Tik Tok под американскую юрисдикцию: этого безуспешно добивалась еще администрация Байдена. Китай ввел ответные пошлины против США, Трамп повысил еще, а потом и Китай. По данным на 11 апреля, американские пошлины на китайские товары составляют 145%, а ответные — 125%.
Руководитель группы компаний «Команда Сикурс» Раиса Донская сказала NEWS.ru, что эффект от этих событий для России растянется на некоторое время. «Экспансия на российский рынок китайских товаров произошла в существенной мере в момент начала санкций. И все, что было легко занимаемо, комфортно и объемно, уже было сделано. И никакое воздействие на российский рынок не компенсирует тех объемов ущерба, которые будут от нарушения торговли между Китаем и США», — отмечает она.
Донская предполагает, что Поднебесная будет продвигать самые дешевые, простые и массовые товары на глобальном юге: в силу огромного количества населения этих стран (имеются в виду Индия, Бразилия, Мексика, страны Африки и другие). По сравнению с Россией, там живет в разы больше людей, а рынки — активно растут.
«Что касается российского рынка, я думаю, должны произойти какие-то более существенные решения на китайской стороне касательно производимых на их территории товаров с американскими брендами, которые сейчас запрещены к поставке в Россию. Вот если Китай начнет принимать какие-либо решения по такого рода товарам, возможно, будут очень интересное развитие событий», — прогнозирует эксперт.
Вице-президент Ассоциации экспортеров и импортеров Артур Леер в беседе с NEWS.ru допускает, что Россия все же станет одним из приоритетных направлений для не попавшей к американцам китайской продукции. Ведь один из ключевых рынков сбыта для китайских товаров оказался недоступен, и Китай вынужден переориентироваться. А российский рынок выглядит особенно привлекательным — как с точки зрения масштабов потребления, так и с учетом общей экономической ситуации.
«Россия, обладая емким внутренним рынком и сравнительно благоприятной регуляторной средой, может стать важным хабом для перераспределения китайского экспорта», — рассчитывает Леер.
Отечественные магазины и онлайн-площадки могут столкнуться с заметным увеличением ассортимента китайских товаров. Это касается как привычных товарных категорий — бытовой электроники, автозапчастей, товаров повседневного спроса, — так и продукции, ранее ориентированной преимущественно на западные рынки. Переориентация поставок может стать драйвером для насыщения нашего рынка новыми брендами и линейками продукции, говорит Леер.
В Россию могут прийти китайские товары, ранее ориентированные на западные рынки: премиальная электроника, «умный» дом, бытовая техника, одежда и обувь, а также комплектующие и материалы для промышленности. Эти позиции раньше активно продвигались в США и Европе, но теперь могут заполнить новые ниши и в России, прогнозирует эксперт.
Снижение цен в магазинах может начаться уже во втором-третьем квартале 2025 года, прогнозирует Леер. «В первую очередь это коснется электроники, автозапчастей, инструментов, одежды и текстиля — товаров массового спроса, на которые быстро реагирует рынок. Более дорогие и технологичные позиции подешевеют позже», — предполагает эксперт.
Рост предложения, усиление конкуренции, а также девальвация юаня, делающая китайские товары более доступными, могут способствовать умеренному снижению цен на целый ряд товаров. Можно ожидать и повышения качества поставляемой продукции, надеется эксперт.
«Тем не менее усиление зависимости от китайского импорта несет определенные риски для российской экономики. Возрастающая доля китайских товаров может создать дополнительное давление на отечественных производителей, снизить их конкурентоспособность и усилить уязвимость страны перед внешними экономическими шоками», — предупреждает он.
А возможное замедление темпов роста экономики Китая способно негативно отразиться на спросе на ключевые российские экспортные позиции, в том числе нефть и газ, что уже вызывает обеспокоенность аналитиков.
Читайте также:
В США назвали сближение Евросоюза и Китая «перерезанием горла»
Китаю предрекли почти полную остановку поставок нефти из одной страны
Трамп второй раз за сутки поднял пошлины для Китая
Китай обжаловал в ВТО новые американские пошлины
«Пинг-понг пошлинами»: раскрыты последствия торговой войны США и Китая