По данным экспертов бизнес-школы «Сколково» и банка UBS, совокупные расходы на благотворительные проекты в России составляют от 340 млрд до 460 млрд рублей в год. Эти цифры, собранные в рамках исследования «Российский филантроп», сравнимы с тратами федерального бюджета на здравоохранение (около 400 млрд рублей в 2017-м) или на культуру и спорт (около 200 млрд рублей в совокупности). В то же время относительно ВВП сумма весьма скромная — 0,4−0,5%. Она на порядок меньше и расходов Пенсионного фонда на пенсии и иные выплаты (более 8 трлн рублей).
Общая сумма складывается из расходов следующих благотворителей: массовые пожертвования населения — от 140 млрд до 160 млрд рублей в год (треть от общей суммы); пожертвования отдельных состоятельных лиц — 40−80 млрд рублей; крупнейшие нефтегазовые компании — 100−120 млрд рублей (около четверти); остальные российские компании (топ-30 крупнейших, за исключением нефтегазовых) — от 60 млрд до 100 млрд рублей в год.
Авторы исследования провели сравнение с Великобританией, чей ВВП сопоставим с российским и где объём частных пожертвований в последние годы колеблется вокруг отметки £10 млрд (около $13 млрд). Это почти в шесть раз больше размера частных пожертвований в РФ по текущему курсу доллара — около $2,2−2,5 млрд. Вместе с тем, в силу разной покупательной способности валют, отечественный показатель эквивалентен примерно $5,5−6,5 млрд, пишет РБК.
Вовлечённость состоятельных россиян в благотворительные акции в 2017 году оказалась в полтора раза выше (более 90%), чем в массовом сегменте (67%). При этом крупные предприниматели, действуя планомерно и системно, в среднем потратили на эти цели более 3 млн рублей, топ-менеджеры компаний малого и среднего бизнеса — 76 тыс. рублей, а рядовые граждане — около 8 тыс. рублей.
В случае с состоятельными россиянами безусловным лидером по популярности среди направлений благотворительности стала помощь детям (73,9% опрошенных), далее следуют: помощь малоимущим (47,8%), пожертвования церкви (28,3%), пожертвования на высшее образование и науку (17,4%). Эта категория благотворителей предпочитает отправлять средства или напрямую конкретным людям, или через собственные фонды.
«В России отчётливо прослеживается тенденция к росту как расходов на благотворительность, так и престижности этого занятия. Если в былые времена в благотворителях видели жуликов, то сейчас считается абсолютно нормальным перечислять деньги в фонд помощи больным, бездомным, хосписам, животным. То есть явление приняло массовый характер», — заметил в беседе с News.ru старший научный сотрудник Института экономической политики им. Е. Гайдара Сергей Жаворонков.
Вместе с тем в России, в отличие от многих стран, нет льготного налогообложения в отношении этого рода деятельности. Например, в Германии серьёзные налоговые вычеты существуют для пожертвований в пользу религиозных организаций. В Литве такие вычеты предусмотрены для благотворительности в политических целях: какую-то их часть можно потратить на финансирование политической партии. В России же государство все эти послабления и льготы не стимулирует. Что касается США, там, по словам Жаворонкова, организации могут до 10% дохода направлять на оказание безвозмездной помощи нуждающимся, а в благотворительные акции вовлечено более половины населения.
«В Америке это называется to be volunteer — быть волонтёром. Речь идёт не только о денежных переводах, но и о физической помощи. Явление чрезвычайно распространено, и понятно, почему. Культура США, в меньшей степени Канады, Австралии и Новой Зеландии, возникала и формировалась в условиях, когда надеяться было не на кого — каждый был сам за себя», — говорит эксперт.
В Европе в целом ситуация с благотворительностью хуже, чем в США, считает Жаворонков. Во многом, по его словам, это связано с моделью так называемого социального государства, заботящегося о человеке от «колыбели до могилы», но при этом изымающего крупные средства в пользу чиновников.