Импорт белорусских тракторов в РФ за шесть месяцев текущего года снизился на 13,5%, до 4638 машин. Однако продажи продукции «Минского тракторного завода» (МТЗ) российской сборки выросли на 41,7%, составив 1819 штук. Об этом говорится в докладе аналитической консалтинговой компании «АСМ-холдинг». «Беларус» сегодня занимает почти половину рынка РФ, а отечественные заводы не способны вытеснить эту технику, выяснил News.ru.
Единственное, что может серьёзно ослабить позиции МТЗ, — это возможный разворот Белорусии в сторону евроинтеграции, с последующей неминуемой потерей существующих цепочек поставок, отмечают эксперты информагентства Credinform. Также следует дождаться 1 декабря, когда президентам двух стран — Владимиру Путину и Александру Лукашенко будут представлены дорожные карты по углублённой интеграции государств, касающиеся прежде всего взаимной торговли и пошлин.
По данным «АСМ-холдинг», всего за январь — июнь 2019 года Россия импортировала тракторы на сумму $125,9 млн. Объём рынка за полугодие составил чуть более 14 тыс. машин. Из них долю техники из Белоруссии эксперты оценили в 33%, еще 12,9% — приходится на МТЗ российской сборки, 31,3% занимают новые и 8,6% — подержанные импортные машины, 5,7% — иномарки российской сборки и лишь 8,4% — отечественные.
Эксперты «АСМ-холдинг» уверены, что в ходе интеграционных процессов между странами сегмент «лёгких» тракторов останется за белорусской стороной.
Я не знаю о планах отечественных производителей по сборке тракторов, похожих своими характеристиками на МТЗ. Кроме того, иностранные холдинги завозят и собирают в России тракторокомплекты, а локализации практически нет. Я также не вижу проблем, что «Беларус» занимает такую долю на рынке. Наши компании выпускают продукцию из другой линейки. Их доля вырастет, если хозяйства начнут переходить на более «энерговооружённые» машины.
Общий парк в аграрном секторе РФ составляет около 250 тыс. сельхозмашин. Сокращение закупок техники по сравнению с советским временем в пять-шесть раз приводит к тому, что на каждую машину приходится больше пашни. Кроме того, отечественная продукция остаётся в зависимости от импортных комплектующих. Ведущие предприятия на рынке — «Ростсельмаш» и «Петербургский тракторный завод», выпускающий «Кировец». Однако их машины мощнее и дороже.
Проблемы в отрасли можно решать только комплексно. Россия в ближайшее время не сможет увеличить выпуск данных тракторов. Я не вижу сегодня таких мощностей у Владимирского или какого-либо другого нашего завода.
«Минский тракторный завод» собирает «Беларус» в более чем 200 вариантах. В РФ компоненты для МТЗ изготавливают около 10 предприятий. Три года назад его поставки в РФ составляли почти 95,7% от всего импорта. Так, по итогам первых шести месяцев 2016 года было завезено 82,5 тыс. машин. В то время как в 2015 году — всего 26 044 трактора. Возможно, именно этим фактом и было вызвано недовольство со стороны Александра Лукашенко на недавнем выступлении в минской «Академии управления». Президент сообщил, что товарам из его страны в последнее время приходится на рынок РФ «прорываться с боем».
Наша сельхозтехника лучше, чем их. Они (Россия. — News.ru) её не пускают, — отметил глава белорусского государства.
В информагентстве Credinform отметили, что динамика на рынке сельхозтехники РФ во многом определяется спросом среди аграриев, которые одновременно являются и основным заказчиком данной продукции. Так, на 30 октября 2019 года было намолочено 122,1 млн тонн зерна, что на 7,4% больше, чем за аналогичный период 2018 года. Россия уже несколько лет подряд удерживает пальму первенства по поставкам зерна на мировой рынок, опережая США, ЕС, Канаду.
Эксперты напомнили, что в июле поступала информация об отмене с 2020 года программы по государственному субсидированию приобретения новой сельхозтехники, что вызвало бы серьёзные проблемы у потребителей, ведь за счёт собственных средств закупается лишь 20% машин, за счёт кредитных — 51%. Однако на текущий момент никаких законодательных шагов по отмене программы нет. Напротив, было принято новое постановление правительства, направленное на локализацию производства в России, что даст дополнительный стимул к росту машиностроения.
Рынок тракторов в РФ далеко не насыщен и оценивается в 25 тыс. единиц ежегодно, а с учётом достаточно высокого износа имеющейся техники, будет только увеличиваться. На растущем спросе МТЗ имеет все шансы сохранить свою нишу, в том числе в условиях конкуренции с внутренними производителями.
Стоит отметить, что 17 октября премьер-министр России Дмитрий Медведев утвердил балльную систему локализации для выпуска тракторов. Изменение затрагивает постановление № 719 — главный документ, который определяет принадлежность промпродукции. Если экспертиза установит, что изделие относится к отечественному, производители получат право участвовать в программах господдержки. Правительство заявляет, что намерено теснее связать отрасль с научно-исследовательскими и конструкторскими разработками (НИОКР) и направить дополнительные стимулы для выпуска комплектующих внутри страны.
Впервые данное предложение рассматривал вице-премьер Дмитрий Козак в январе текущего года. Минпромторг выступал за жёсткие требования по локализации для производителей техники для АПК, но иностранные компании грозили приостановить инвестиции в РФ.
Исполнительный директор «Агромашхолдинг» Тамерлан Казаков отметил, что данный рынок нужно анализировать в том числе в стоимостных объёмах. Так, производство завода в Санкт-Петербурге выросло почти в два раза. Статистика этого зачастую не показывает.