Новый грандиозный проект — скоростную автомобильную трассу Москва — Казань планируют построить в 2027 году. Рождение и оформление проекта сопровождалось разными версиями в выборе типа транспортного сообщения, пока подрядчиком не была утверждена очередная госкомпания — «Автодор». О том, каковы предварительные оценки экономического КПД будущей магистрали и каков настрой у жителей, по чьим земельным участкам в ближайшие годы может пройти новая дорога, — в материале News.ru
Сейчас у компании, получившей подряд, планы в прямом смысле трансконтинентального масштаба. По словам главы «Автодора» Вячеслава Петушенко, в силах строительной фирмы, которую он возглавляет, «дойти до Владивостока». Во всяком случае, «бросок» до Екатеринбурга, который автодорожники намерены осуществить к 2030 году, вполне для них осязаем.
Сама компания «Автодор» и создавалась, собственно, для опорной сети магистральных скоростных дорог «Север — Юг» и «Запад — Восток». По планам «Автодора», строительство автотрасс от границы с Финляндией через Санкт-Петербург, Москву, ЦКАД и затем в Крым и на Краснодарское побережье будет завершено в целом к 2022 году. Что же касается продления автомобильного коридора до берегов Тихого океана, то оно будет определяться, как подчеркнул глава компании, темпами социально-экономического развития страны.
Во всех документах уточняется, что трасса будет платной. Её возведение разбито на четыре этапа и стартует с двух головных участков: дороги от Москвы до Владимира и южного обхода Казани.
Примечательно, что трасса является составной частью Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года, представляя собой путь Европа — Западный Китай. Общая сумма финансовых затрат — более 730 млрд рублей.
Ещё в начале ноября текущего года премьер-министр Дмитрий Медведев одобрил проект платной трассы. По оценке вице-премьера РФ Максима Акимова, новый проект однозначно обогатит комплексный план модернизации и расширения всей магистральной инфраструктуры страны.
За рамками торжественно-официальной новостной обложки остался, в частности, нереализованный проект аналогичной железнодорожной ветки Москва — Казань. В марте 2019 года было решено, что проекту высокоскоростной железнодорожной магистрали, обсуждавшемуся в самых верхах власти, не бывать. Несмотря на поддержку премьера Медведева, он был забракован главой государства по причине кричащей дороговизны и предполагаемого низкого пассажиропотока.
Хотел бы понять, на каких условиях и на какой период необходимо финансирование, что планируется сделать для привлечения частных инвестиций, как будет обеспечена возвратность вложенных средств, срок этой возвратности, — высказал тогда свою оценку железнодорожному проекту президент Путин.
Тогда-то на замену, фигурально выражаясь, рельсам пришла автотрасса.
Но не всё гладко идёт и у автодорожников. Ещё два года назад, когда о проекте едва только было известно, проектировщиков владимирского отрезка трассы Москва — Казань обвинили в невнимании к законным интересам жителей двух сельских районов, которые через открытое письмо областной власти потребовали сохранить сложившуюся инфраструктуру посёлков и деревень.
Уже одновременно с началом реализации проекта 13 ноября 2019 года проходило бурное обсуждение, что и как будет строиться на землях владимирцев, — там, где у них жилые дома, дачи, приусадебные участки, пастбища, парники и т.д.
Дискуссия проходила в рамках заседания регионального дискуссионного клуба «Своя рубашка», но резонанс от разговора мгновенно вышел за узко-региональные рамки, попав в топ-новости федеральных новостей. На круглом столе без обиняков была обозначена дилемма: чем для Владимирской области станет новая трасса — «светлым путём» или «чёрной полосой».
Между тем в настоящее время в русле запланированной дороги уже вовсю идут инженерные изыскания — «кипит работа» с участием топографов, геологов, археологов, почвоведов и других специалистов. В любом случае строительство может начаться уже в 2020 году.
Про то, что маршрут утверждён и, исходя из этого, что многим населённым пунктам Владимирской области угрожает реальное переселение, большинство населения просто не ведает. И ни заказчики, ни власти (ни федеральные, ни региональные) не считают нужным должным образом обсудить проект с людьми — информация очень размыта: неясно, как пройдёт магистраль по Петушинскому, Собинскому, Селивановскому и Муромскому районам.
Лишь только администрация Судогодского района на своём сайте в конце октября разместила проект прохождения дороги. Это моментально вызвало возмущение местных жителей; они поняли, что действительно в планах автодорожников — провести «по живому» магистраль, то есть вырубить лес, переформировать работающую сеть дорожного сообщения, повредить исторический ландшафт и рекреационные площади, безвозвратно сгубить зоны отдыха и сельхозугодья.
Старший научный сотрудник Института переходного периода имени Гайдара, кандидат экономических наук Сергей Жаворонков проводит аналогии между проектом автотрассы от Москвы до Казани с отложенным скоростным железнодорожным участком по тому же маршруту. По данным экономиста, первоначально он оценивался и, соответственно, требовал бюджетных денег на 600 млрд рублей, а через некоторое время вдруг «отяжелел» до 1,5 трлн рублей.
Когда воздух, считает Жаворонков, начинают сотрясать подобные гигантские стройки, то не мешает в таких случаях почаще вспоминать БАМ, когда его возводили в расчёте на будущие мощные промышленные кластеры и, соответственно, на это были затрачены огромные средства. Но не был ещё до стадии проектирования просчитан трафик перевозок по Байкало-Амурской магистрали, а с ним — и экономический эффект от всей этой затеи.
Если перенестись уже в настоящее время, то показательной будет, на взгляд эксперта, платная часть автодороги Москва — Санкт-Петербург. По наблюдению собеседника News.ru, определённый спрос у водителей на неё есть, по крайней мере до пункта расположения аэропорта Шереметьево. Но остальной отрезок до Северной столицы с этой точки зрения — под вопросом.
Точно так же эксперт не уверен, что найдётся много желающих ездить из Москвы в Казань в той интенсивности, которая будет чётко сопряжена с рентабельностью и элементарной востребованностью проекта. Что же касается красиво расписанных прожектов удлинять эту дорогу до Владивостока, то это уже вовсе из разряда неокупаемых, утопических идей. Но беда в том, что они-то как раз и принимаются к исполнению за последнее время, с явно просматриваемыми коррупционными «белыми нитками».
По поводу компенсаций жителям, которые сейчас выходят протестовать против сноса домов: у нас ещё со времён Сочинской олимпиады компенсации за вынужденное переселение назначают произвольно. Между тем 35-я статья Конституции гарантирует защиту собственности, предусматривает обязательную судебную процедуру разрешения конфликтов. Но деятельность российских госкомпаний становится совершенно понятной, если предположить, что трудятся они не столько для собственной прибыли, сколько для прибыли подрядчиков.