Ассоциация «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) направила в Банк России письмо, в котором обращает внимание на проблемы с прямым урегулированием убытков по ОСАГО.
Поправки в закон об ОСАГО были приняты почти полгода назад, и, по мнению вице-президента РОАД Натальи Жильцовой, тенденция уже видна. «Автодилеры пока не получают автомобили в ремонт по новым договорам, заключённым в соответствии с новой редакцией ФЗ 40. Многие коллеги негодуют, что было „не очень с ремонтом по ОСАГО“, но после введения поправок к закону стало намного хуже — поток остановился совсем. Натуральная форма возмещения, к нашему огромному сожалению, по ОСАГО пока не заработала. Потребитель не может воспользоваться качественной услугой, а автодилеры не получают возможности осуществить ремонт», — подчеркнула она.
В Ассоциации поясняют, что при денежной форме страховщики платят пострадавшим с учётом износа деталей — согласно Единой методике расчёта ущерба в ОСАГО, а при натуральной форме закон требует устанавливать исключительно новые запасные части.
«Логично, что страховщики в этом случае должны производить оплату за запасные части без учёта износа. В данном вопросе сегодня мы и видим основной конфликт интересов. Страховщики не заинтересованы увеличивать свои расходы, оплачивая ремонт с учётом установки новых деталей», — считает Наталья Жильцова.
Страховщики предлагают автодилерам оплачивать ремонт автомобилей с учётом износа деталей. В результате автодилерам приходится пытаться ремонтировать битые детали в нарушение технологии ремонта или устанавливать бывшие в употреблении детали. Тем самым они фактически нарушают закон.
Ассоциация выступает против такой практики, поскольку это противоречит интересам потребителей и гарантийным обязательствам производителей. «Складывается патовая ситуация. Страховщики не направляют пострадавших на ремонт и не подписывают договоры с автодилерами на условиях оплаты новых запасных частей, настаивая на расчётах с учётом износа деталей. Автодилеры не могут работать на условиях страховщиков, т.к. суммы выплат с учётом износа не позволяют устанавливать новые детали», — отмечает вице-президент Ассоциации.
По её мнению, цивилизованная натуральная форма в виде ремонта на СТО оказалась для страховщиков менее интересна, чем продолжающиеся по сей день денежные сверхвыплаты автоюристам и мошенникам. Как сообщают «Известия», Центробанк письмо получил и намерен его изучить, чтобы найти выход из сложившейся ситуации. Правда, нарушений закона там пока не усмотрели.
— Когда были приняты поправки в закон об ОСАГО, дилеры радовались как дети и надеялись, что теперь сервисы будут загружены. Но я тогда ещё предупреждал, что денег от страховых компаний им ждать не стоит. Задача страховых компаний выплатить как можно меньше. Поскольку в законодательстве есть два варианта — либо без износа заплатить дилеру, либо с износом по соглашению сторон, — то страховые компании используют „натуральное“ ОСАГО, чтобы платить меньше. Я практически не слышал от автомобилистов, что кого-то направили на ремонт, хотя такие случаи есть. Но их настолько мало, что это скорее исключение.
Поскольку законом предусмотрены два варианта, то глупо обвинять страховую компанию в том, что они используют законное право предложить человеку заплатить поменьше. Пока есть варианты платить 100% станции или 70% автомобилисту, страховая компания предпочитает договориться с гражданином.
Решение только одно — запретить страховщикам платить меньше. То есть надо менять законодательство, чтобы в случае выплаты деньгами тоже была 100-процентная сумма без износа.
Ожидает Александр Холодов и проблем с изменениями в регламенте ГИБДД, который вступил в силу несколько дней назад:
— На мой взгляд, самое серьёзное изменение в регламенте ГИБДД, которое коснётся автомобилистов, — это отказ от справки о ДТП. В страховых компаниях документы принимают не юристы, отслеживающие все тонкости законодательства, а обычные менеджеры, у которых есть свой скрипт для работы: попросить справку, если справки нет, то отправить в ГАИ и т.д. Я думаю, что первую неделю проблемы будут очень острые. Когда станет понятно, что обращений от автомобилистов, не имеющих справки, слишком много, начнут согласовывать, что делать дальше. И этот процесс согласования, на мой взгляд, будет носить длительный характер. Причина в том, что он требует изменений не только в деятельности страховых компаний, но и в деятельности ГИБДД.
Если ранее страховая компания получала информацию об участниках ДТП, причинении вреда другим гражданам, повреждении какого-нибудь дорожного оборудования, как, например, стойка освещения, из справки о ДТП, то теперь с получением этой информации могут быть проблемы.
Насколько я знаю, ГИБДД уже получила указание более подробно описывать ДТП в процессуальных документах. То есть не ограничиваться фразой „совершено ДТП, провести расследование“, а указывать подробно информацию, которую могли бы использовать страховые компании. Но я уверен, что даже после того, как это начнут писать, всё равно будут возникать вопросы. Сейчас я предсказываю волну необоснованных отказов в выплате.
Дозвониться до Российского союза автостраховщиков по болезненным, в первую очередь для автомобилистов, вопросам не удалось, надеемся, они ответят на письменный запрос. Пока же автовладельцам можно посоветовать лишь ездить максимально аккуратно, чтобы избежать проблем, связанных с ДТП.