Ассоциация предпринимателей по развитию бизнес-патриотизма «Аванти» предложила ввести в России шестидневную рабочую неделю, как во времена Великой Отечественной войны. Примечательно, что инициатива возникла тогда, когда весь мир активно обсуждает сокращение рабочего времени, а компании постепенно переходят на четырехдневный график. Имеет ли смысл возвращаться в прошлое и чем опасны подобные эксперименты — в материале NEWS.ru.
Ассоциация предпринимателей по развитию бизнес-патриотизма «Аванти» предложила ввести шестидневную рабочую неделю. Такое обращение она направила главе Минтруда Антону Котякову.
В «Аванти» объясняют: Россия в целом отлично выдержала санкционный удар, но экономике сейчас нужна дополнительная поддержка, потому что сейчас нагрузка на нее сильно выросла. По мнению авторов инициативы, введение шестидневки поможет достичь технологического и промышленного прорыва, укрепить экономический суверенитет и уменьшить зависимость от других стран.
Предприниматели вспомнили и опыт Великой Отечественной войны: тогда жители СССР трудились и по шесть, и по семь дней в неделю. Пятидневка была введена лишь в 1967 году.
В Госдуме идею о шестидневной рабочей неделе не оценили. Как заявил NEWS.ru председатель комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослав Нилов, согласно действующему трудовому законодательству, отдельные предприятия в России уже работают по шестидневной рабочей неделе, исходя из поставленных государством задач. Дополнительное регулирование здесь не требуется, а в отдельных случаях может быть даже опасным, считает он.
По сравнению с Великой Отечественной войной многое в стране изменилось, считает член того же комитета Госдумы Светлана Бессараб. «У нас уже не советская власть и не советский период, когда фактически единственным работодателем для советских людей выступало государство», — сказала депутат. Подобные предложения — не продуманы и недальновидны, учитывая, что сегодня более половины российской экономики — это частный сектор, который никак не решает проблемы СВО, добавила депутат.
Стоит отметить, что обычно Госдума принимает только законопроекты, внесенные президентом, правительством, совместными большими группами депутатов и сенаторов либо членами «Единой России». Данная же инициатива, скорее, похожа на пиар-акцию и вряд ли имеет серьезные перспективы.
Шестидневная рабочая неделя сегодня введена в некоторых азиатских странах. «Аванти», в частности, говорит об опыте Непала и Ирана. Кроме того, в Турции и Бельгии допускается занятость до 48 часов в неделю, указывают авторы идеи о шестидневке.
По оценкам Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), более 40 часов в неделю работает основная масса людей в Японии. У японцев даже есть отдельное понятие «кароси», которое означает смерть от переработок. Стрессовые ситуации и повышенные нагрузки здесь нередко приводят к печальным последствиям.
Согласно другому рейтингу ОЭСР, больше остальных за своим рабочим столом проводят жители Мексики, Южной Африки, Колумбии и Турции: в допандемийном 2019 году средняя рабочая неделя в этих странах составляла 43,2–45,5 часов. А вот европейцы отдыхали больше. В Нидерландах средняя рабочая неделя длилась 30,5 часа, в Дании — 33,1 часа, в Норвегии — 33,7. Меньше, чем в России, работают в Швейцарии (34,5 часа), Германии (34,9 часа), Ирландии и Швеции (36,4 часа), Австрии (36,5 часа), Финляндии и Великобритании (36,6 часа), напоминает редакция Plus-one.ru.
Примечательно, что почти во всех странах рейтинга ОЭСР (а это около 50 государств) с 2000 года рабочие часы неуклонно сокращаются. Где-то лишь на один час, а где-то — на пять (например в Чили) или даже на 10 (в Южной Корее).
С 2021 года страны активно экспериментируют с четырехдневной рабочей неделей. По данным World Population Review (независимая организация, занимается переписью населения и демографией. — NEWS.ru.), по состоянию на конец 2022 года более двух десятков государств проводили соответствующие тестовые испытания и пилотные программы. В их числе Австралия, Канада, Дания, Финляндия, Германия, Великобритания, США, а также упомянутые выше Бельгия и Япония.
Преобладающая форма такого рабочего графика — 32-часовая четырехдневная рабочая неделя, но существует множество вариаций. Так, в некоторых странах (например, в той же Бельгии) следуют правилу 4/10: там разбивают 40 часов работы в неделю на четыре десятичасовых рабочих дня вместо пяти восьмичасовых.
До сих пор в России активно велись дискуссии о введении четырехдневной рабочей недели. В июне 2019 года идею возможного перехода на четырехдневку озвучил Дмитрий Медведев, который на тот момент занимал должность председателя правительства РФ. Он ссылался на опыт зарубежных компаний, перешедших на такой график и сумевших повысить производительность труда.
Пожалуй, один из самых впечатляющих результатов продемонстрировала компания Microsoft Japan, которая протестировала четырехдневку еще в 2019 году и добилась тогда повышения производительности на 39,9%.
Эксперты скептически отнеслись к идее введения шестидневной рабочей недели. По мнению доцента кафедры статистики РЭУ им. Г. В. Плеханова Ольги Лебединской, в России предпосылки для настолько радикальных преобразований пока не сформированы. Один дополнительный рабочий день в неделю — это 32 рабочих часа в месяц, указывает она. «Вопрос в том, найдут ли все работодатели такой объем работ для работников при сохранении среднесписочной численности сотрудников? Если нет, то это потенциально может спровоцировать волну увольнений на небольших предприятиях», — рассуждает Лебединская.
Доцент экономического факультета РУДН Сергей Зайнуллин называет предложение «Аванти» «довольно лукавым». «Можно понять желание некоторых бизнесменов, чтобы работники работали больше за меньшую зарплату. На практике это может привести к „оптимизации“ персонала, то есть увольнению части работников», — соглашается Зайнуллин с Лебединской.
При производственной необходимости компании и сегодня могут привлечь работников к сверхурочной работе или временно нанять дополнительный персонал, напоминает Зайнуллин.
Сейчас Трудовым кодексом РФ установлена пятидневная рабочая неделя продолжительностью 40 часов.
При этом закон допускает сверхурочную работу не более четырех часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год. Первые два часа переработки оплачивают не менее чем в полуторном размере, а последующие часы — не менее чем в двойном.
На практике же под угрозой увольнения россияне часто работают без учета дополнительных часов и без оплаты сверхурочного времени, заключают эксперты.
Читайте также:
В Кремле ответили на вопрос о шестидневной рабочей неделе
В Госдуме предложили увеличить стоимость рабочего часа в России
Минтруд оценил перспективу перехода на четырёхдневку
Российский банк провел эксперимент с четырехдневной рабочей неделей