Почему брокеры покидают Россию

Деньги 18 октября, 2019 / 16:36

Общее сужение инвестиционного потока в российские активы и снижение операций со стороны глобальных инвесторов привели к тому, что один из крупнейших в мире инвестиционно-банковских конгломератов Goldman Sahcs решил оптимизировать свой брокерский бизнес в России. Как складывается общая ситуация с брокерским бизнесом у нас в стране? Каковы основные тенденции и изменения? Подробнее — в материале News.ru.

Для инвестиционной группы Goldman Sahcs это уже практически свершившийся факт, так как организация меняет структуру бизнеса в стране, отказываясь в ходе реструктуризации от отдельной брокерской компании, и переводит все подобные операции в головное подразделение и банковский блок, функционирующий в РФ, — ООО «Голдман Сакс Банк».

Как пояснил News.ru руководитель аналитического департамента Международного финансового центра Роман Блинов, в тех условиях, которые сложились на сегодня, работать «сразу с двух рук» — и банк, и инвестиционно-брокерская компания — просто нерентабельно.

Фото: Frank Rumpenhorst/dpa/Global Look Press

Роман Блинов, руководитель аналитического департамента Международного финансового центра

Да и смысл обладания двумя блоками лицензий для работы на фондовом рынке одной страны не очень логически понятен. Можно, конечно, говорить о разделении блока институциональных инвесторов и частных инвесторов, где большая часть — это розничные клиенты с малыми чеками и суммами инвестиций. Но сегодня, спустя свыше 10 лет присутствия в России, в Goldman Sahcs Inc. просто не видят в этом экономического смысла, что не удивительно.

Виной тому, по его словам, служат санкции, слабая экономическая активность и не очень убедительная инвестиционная привлекательность нашей страны. Всё это бьёт по рентабельности инвестиционно-банковского бизнеса. Соответственно, его оптимизируют, снижая нагрузку затрат на баланс прибылей и убытков. Пересматривается и общая операционно-техническая база, и структура бизнеса, имеющая определённую стоимость.

Регулятивная нагрузка велика, издержки высокие, инвестиционная маржа хоть и есть — по результатам прошлого года прибыль «Голдман Сакс Банка» увеличилась до 372,8 млн рублей против 339 млн годом ранее, — но что это за цифры в рамках всего инвестиционно-банковского конгломерата уровня Goldman Sahcs Inc.? Блинов отметил, что сама по себе организация, теперь уже ООО «Голдман Сакс Банк», собирается наращивать свой брокерский бизнес в стране, но это пока только планы.

После первого кризиса 2008 года рынок и инвестиционные потоки существенно претерпели изменения, и это привело к существенному оттоку инвесторов из их поля зрения. Рынок, подчёркивает эксперт, существенно обмелел, а после 2014 года даже стало нерентабельно финансировать две практически одинаковые организации — брокерскую компанию и банк, да ещё в условиях изменившейся регуляторной практики. Причём именно это, говорит Блинов, и ставится во главу угла в этой организации, ведь в прошлом регулятором на рынке капитала в стране была Федеральная комиссия по ценным бумагам, а потом она трансформировалась в ФСФР — Федеральную службу по финансовым рынкам. Позже в правительстве и Центральном банке решили, что всё это необходимо контролировать исключительно под эгидой ЦБ РФ, что привело к переоформлению регулирующих функций от одной организации к другой.

Рынок капитала в стране и сами инвесторы, подчёркивает Блинов, как глобальные, так и российские, в итоге столкнулись с огромными проблемами и «трудностями перевода» пожеланий со стороны регулятора в лице ЦБ. Все эти перестановки в регулятивной практике вкупе со всё сужающимся рынком и под соусом потери ликвидности и инвестиционной привлекательности крайне болезненно ударили по российскому фондовому рынку и его участникам, компаниям и их клиентам.

Фото: Malte Ossowski/SVEN SIMON/Global Look Press

То, что мы видим сегодня, — это следствие деятельности регулятора и общего состояния российской экономики, да ещё в эпоху низкой инвестиционной привлекательности, — заявил собеседник.

Российские инвестиционные компании и их клиенты столкнулись с новыми правилами игры, продиктованными ЦБ, и по факту многие из этих требований просто привели к тому, что на рынке под давлением регуляторного пресса стало намного меньше и банков, и инвестиционно-брокерских компаний, а их клиенты были поглощены кредитными организациями, близкими к государству, или просто разбежались в офшоры.

С учётом сложившейся в этом году бурной дискуссии между профессиональным сообществом и самим регулятором, отмечает Блинов, перспективы брокерского бизнеса в стране крайне туманны. В стране есть слабый, но спрос на индивидуальные инвестиционные счета (ИИС), но все новации, выдвинутые в качестве мер по защите прав инвесторов на фондовом рынке, ставят в ступор инвестбанкиров и управляющих активами.

Складывается глубокое ощущение, что сам по себе рынок вторичного капитала в стране не нужен, что не удивительно, глядя на общий тренд падения инвестиционной привлекательности страны. Можно сколько угодно увещевать себя успехами на рынке ОФЗ, но сама по себе инвестиционная привлекательность страны низкая, — заявил Блинов.

Между тем к такому выводу можно прийти по причине того, что основной массой инвесторов в стране являются спекулятивно настроенные институциональные инвесторы, вкладывающие в российский государственный долг, номинированный в рублях, в силу того факта, что за счёт сложившегося дифференциала между внешними и внутренними ставками фондирования операций есть сильное расхождение, позволяющее глобальным инвесторам переключиться на операции carry trade с использованием российской валюты и долговых обязательств Минфина.

Рынок ОФЗ — это не весь рынок капитала, и нужно однозначно понимать, что инвестиционный климат складывается не только из долгового рынка. В первую очередь он складывается из инвестиций в первоначальный капитал и основные средства производства. Это долгосрочные инвестиции в экономику, а потом уже и во вторичный оборот капитала в стране и за её пределами, — сказал аналитик.

Но судя по тому, как в крупнейшем мировом инвестиционно-банковском конгломерате Goldman Sahcs Inc. просто режут косты на брокерский бизнес, обслуживающий РФ, и при этом на Россию нет глобального спроса, можно сделать грустные выводы. Любой брокер, не наблюдая активности и интереса к операциям, просто свернёт свою деятельность по причине ненужности — нет спроса, доходов и бизнеса. И радоваться тут, увы, нечему.