Объём неисполненных расходов федерального бюджета по итогам 2019 года может составить почти один триллион рублей, сообщили News.ru в пресс-службе Счётной палаты РФ. Об этом же написал в своём Twitter-аккаунте глава Счётной палаты (СП) Алексей Кудрин, добавив про «рост неисполнения расходов 4-й год подряд».
Зампредседателя Счётной палаты РФ Галина Изотова в ходе заседания комитета Госдумы по бюджету и налогам заявила, что с учётом исполнения бюджета в течение 2019 года объём расходов в ноябре–декабре должен составить около 30% ожидаемого общегодового исполнения. Это почти на 972 млрд рублей больше, чем планировалось на ноябрь–декабрь 2018 года.
По её словам, всё это свидетельствует о наличии рисков неисполнения расходов в полном объёме и роста остатков неиспользованных средств федерального бюджета по сравнению с прошлым годом.
В этом году кассовое исполнение государственных расходов за девять месяцев — 62,9%, а у национальных проектов кассовое исполнение ещё хуже — 52,1%.
Как следует из «Аналитического отчёта о ходе исполнения федерального бюджета за январь–сентябрь 2019 года», предоставленного News.ru пресс-службой СП, «уровень исполнения расходов является достаточно низким и, как и в аналогичном периоде 2018 года, отмечается по разделам: «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность», «Жилищно-коммунальное хозяйство», «Общегосударственные вопросы», «Культура, кинематография», «Национальная экономика», «Физическая культура и спорт».
Однако Масленников полагает, что ход реализации нацпроектов пока оценивать по всей строгости рановато, поскольку «всё-таки это первый год исполнения и это объясняется неотработанностью процедур».
Что же касается кассового исполнения классических госрасходов, то здесь у нас показатель наихудший за последние 10 лет. Последний минимум был достигнут в 2011 году (чуть выше 64%), максимум - в 2015 году: больше 69%. А в 2019 году будет поставлен абсолютный рекорд по недофинансированию, — заявил ведущий эксперт Института современного развития.
Он считает, что «в России несколько порастеряли темп работы над повышением эффективности государственных расходов». Хотя, когда мы не умеем расходовать их эффективно, то лучше вообще ничего не тратить, говорит он и приводит красноречивый пример с космодромом Восточный, о котором обмолвился и президент Путин.
В случае с космодромом помимо трудностей с обеспечением строгого целевого использования средств, направляемых на закупку техники и оборудования, возникли проблемы и погрустнее. Как сообщил пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков, при строительстве космодрома Восточный был украден каждый десятый рубль. На стройку космодрома, по его словам, был выделен 91 млрд рублей, похищено — 11 млрд. Вернуть государству из них удалось только 3,5 млрд рублей.
Асинхронность исполнения бюджета — традиционная проблема в нашей стране, причём не только для федерального, но и регионального и местного уровней. Многие эксперты и представители органов власти придерживаются мнения, что жёсткость требований законодательства в части регулирования вопросов завершения финансового года нужно смягчить. Тогда предновогодняя суета, связанная со спешным освоением бюджетных средств, будет исключена.
Однако, по его словам, пока даже технически сделать такие действия проблематично. Вот и приходится рассчитывать на показатель некачественного управления государственными финансами, насколько превышают объёмы расходов в IV квартале четверть годового объёма, указывает специалист.
Климанов допускает, что в 2019 году традиционная проблема конца финансового года обострилась из-за задержек в запуске национальных проектов, хотя ранее казалось, что такие задержки в начале года с доведением бюджетных ассигнований до получателей уже ушли в прошлое.
Кроме того, есть ещё одна сторона недоисполнения бюджета в течение финансового года по расходам.
Дело в том, что если на 1 января образуется такой остаток бюджетных средств, он автоматически становится источником финансирования дефицита уже нового финансового года. Это неплохо. Другое дело, что сейчас федеральный бюджет на следующий год принимается с профицитом и оснований для такой «экономии» меньше, чем в кризисные годы, — подчеркнул Владимир Климанов.
В целом для российской экономики годовой объём неисполненных расходов федерального бюджета в размере триллиона «не шибко здорово», объяснил Никита Масленников.
Подобная бюджетная эмиссия может привести к разгону инфляции. Всё это показывает неритмичность финансирования. Стало быть - отсутствие поддержки со стороны бюджета экономического роста, — сказал эксперт.
Дело в том, сетует аналитик, что сегодня в России за рост, по сути, отвечает лишь Центральный банк последовательным снижением ключевой ставки. При этом увеличения темпов роста как-то не отмечается. А они напрямую зависят от инвестклимата, где государство мало сегодня чего делает, и бюджетных расходов, которые, как мы видим в этом году, сжались, сказал Масленников.
И в этой ситуации, говорит экономист, не всегда виноват Минфин. Есть в этом и вина бюджетополучателей в министерствах и ведомствах, которые не способны порой определить, куда это всё пойдёт и какой эффект даст, пояснил он.
По прогнозам эксперта Института современного развития, цена итогового бюджетного недофинансирования будет выглядеть таким образом, что темпы экономического роста в 2019 году, скорее всего, окажутся ниже официального прогноза в 1,3%. В результате все надежды на ускорение переносятся на будущий год, заключил Масленников.
Кстати, СП, как заявила в Госдуме Галина Изотова, также считает маловероятным достижение прогноза правительства РФ по росту экономики в 2019 году в 1,3% и прогнозирует рост лишь в районе 1%. К слову, на днях похожую оценку дали и эксперты Банка России.