События на внутреннем валютном рынке на этой неделе будут развиваться практически в прямой зависимости от хода переговоров между США и Китаем. Любые новости, которые так или иначе будут влиять на восприятие шансов заключения так называемой «первой фазы» торгового соглашения, найдут отклик в обменном курсе рубля через динамику нефтяных котировок и изменение готовности к риску на мировых рынках.
До планового в середине декабря повышения Вашингтоном пошлин на 15% на импортные товары из Китая объёмом в $160 млрд остаётся не так уж и много времени. Изначально декларированные сроки (16–17 ноября на саммите АТЭС в столице Чили) просрочены. Дальнейшее промедление грозит обернуться серьёзным разочарованием на рынках. Однако в отличие от аналогичных случаев, с которыми уже приходилось сталкиваться инвесторам, на этот раз на кону стоит слишком многое — доверие американского потребителя, за счёт которого экономика США всё ещё сохраняет бодрость, что держит на плаву и всю мировую экономику.
О том, насколько серьёзным будет эффект от следующего «обмена ударами», понимают как в США, так и в Китае, поэтому шансы на заключение «перемирия» всё же есть, и они остаются высокими. Как пояснил News.ru руководитель отдела аналитических исследований Высшей школы управления финансами Михаил Коган, Дональду Трампу необходимо переизбраться на новый срок, а Си Цзиньпиню нужно что-то делать с ценами на мясо (в стране эпидемия африканской чумы свиней) и резко замедляющимися темпами развития экономики. Поэтому, несмотря на имеющиеся противоречия, поиск компромиссов будет продолжен. Возможно, сторонам удастся вернуться на тот трек, который бы позволил Трампу согласиться на подписание документа в ближайшее время.
Если подобный сценарий окажется верен, можно будет ожидать резкий рост спроса на риск и подъём нефтяных котировок к новым локальным максимумам, что заставит доллар подешеветь до 63,3–63,5 рубля. Если же всё-таки останется в силе сложившийся статус-кво, то это будет постепенно вызывать эрозию доверия рынка.
Между тем отсутствие прогресса будет поддавливать цены на нефть и побуждать глобальных инвесторов сокращать риск на рынках стран с развивающейся экономикой, в том числе и в России. Тогда курс пары доллар/рубль будет тяготеть к возвращению к максимумам ноября в 64,48 рубля.
В обоих случаях доллар будет более «динамичен», чем евро: в первом случае из-за уменьшения вероятности стимулирования от ФРС, во втором — из-за глобального бегства от риска с возвращением в доллар.
По словам Когана, цены на нефть могут отреагировать на определение диапазона размещения акций в рамках планируемого IPO Saudi Aramco, однако более важными будут новости вокруг торговых переговоров. Такая же зависимость будет и у других активов, поскольку в макроэкономическом календаре до 22 ноября, когда появятся свежие предварительные оценки деловой активности по ключевым экономикам мира, всё, что будет опубликовано, — будет иметь второстепенный характер.
Игроки на нефтяном рынке по-прежнему остаются в ожидании решения по торговому конфликту. На прошлой неделе энтузиазм инвесторов резко вырос после того, как экономический советник президента США Ларри Кудлоу заявил о приближении Вашингтона и Пекина к торговому соглашению и тесных контактах сторон. Однако он, как и Дональд Трамп, не сообщил подробностей о сроках заключения сделки. Поэтому глобально ситуация на нефтяном рынке не меняется.
По оценке ведущего аналитика Forex Optimum Ивана Капустянского, последние отчёты от МЭА и ОПЕК не вызывают оптимизма относительно дальнейшего значимого роста нефтяных котировок. Так, согласно прогнозу МЭА, ожидается замедление роста мирового спроса на углеводороды после 2025 года. В свою очередь, картель спрогнозировал усиление конкуренции в 2020 году.
Фактически оба ведомства нарисовали нерадужную картину для роста цен.
Краткосрочно нефть марки Brent консолидируется в узком боковике $60,6–63,3 за баррель, однако в рамках восходящего тренда от октября 2019 года. Поэтому генеральный сценарий предполагает именно дальнейший рост с первой целью $63,32 за баррель. Но он будет как раз возможен после заключения сделки.
У золота же сейчас — низкий циклический сезон. В октябре-ноябре — оптимальные месяцы открывать новые инвестиции в драгметаллах с прицелом на следующие полгода. В прошлом году соответствующие позиции открывались в конце октября, когда биржевая цена тройской унции жёлтого металла составляла $1215, сейчас — примерно $1467. Таким образом, за год рост составил более 20%.
Однако, как отмечает эксперт Международного финансового центра Владимир Рожанковский, имея в виду отчётливую сезонную цикличность золота, связанную, с одной стороны, с массивными закупками ювелирных драгоценностей китайцами в преддверии Нового года по Лунному календарю и, сразу же следом, индусами к традиционному сезону свадеб, — наиболее динамично золото себя ведёт в период с февраля по май.
Полагаю, что нет причин, по которым этого не случится в следующем году.
Пока же можно неспешно изучать рынок с целью определения оптимальной «точки входа» — вероятно, она на этот раз будет заведомо выше отметки $1400 за тройскую унцию, а целью на пике в следующем году будут уровни $1600–1650.