Покупка продуктов к новогоднему столу в этом году обойдется россиянам ощутимо дороже, чем в 2021-м, на 15–20%. Об этом NEWS.ru рассказали в исследовательских компаниях и ассоциациях магазинов. Россияне не откажутся от привычного меню, но будут сокращать закупки и активнее искать скидки. При этом масштабы застолий в селах изменятся не сильно — часть продуктов там выращивают на огородах. А вот среднему классу в больших городах придется снизить запросы.
В классическое новогоднее меню входят салаты оливье и селедка под шубой, сыры, колбасы, мандарины, шампанское, шоколадные конфеты и горячие мясные блюда, а также икра и рыбные деликатесы. Инфляция ударила практически по всему списку, за исключением овощей.
Мясо и рыба в сыром виде выросли в цене не менее чем на 10%, а рост стоимости деликатесов из этих продуктов еще больше — до 40%. Цены на соленую сельдь выросли на 18–23%. На сыр — не меньше чем на 10%, — сказал гендиректор информационно-аналитического агентства INFOLine Иван Федяков.
С такой оценкой согласны и в исследовательском холдинге «Ромир».
Вслед за инфляцией выросли в цене продукты к новогоднему столу — в среднем на 15–20%. Драйвером такого роста станут алкогольные напитки: импортные подорожали почти на треть, — добавила старший директор по работе с клиентами «Ромира» Ксения Пайзанская.
Больше всего выросла стоимость продуктов, которые хозяйки подадут на десерт. По данным Ассоциации производителей и поставщиков продовольственных товаров (Руспродсоюз), одни лишь шоколадные конфеты в среднем подорожали на 23%.
Единственным блюдом, часть ингредиентов которого обойдется несколько дешевле, станет салат оливье.
Ключевой вклад в снижение стоимости главного новогоднего салата внесли овощи. Цены на них в 2021-м были значительно выше средних ввиду затяжной зимы, позднего сева, неблагоприятной погоды при уборке урожая и нехватки рабочей силы из-за карантинных ограничений, — отметили в Руспродсоюзе.
Сейчас килограмм огурцов можно приобрести за 100 руб. (снижение цены на 20%), картофеля — за 30 руб. (-33%), моркови — за 33 руб. (-26%). При этом остальные продукты либо стоят столько же, сколько и в 2021 году, либо подорожали. В итоге стоимость блюда на семью из четырех человек в среднем по России за год снизилась на 1,6 рубля и составила около 375 рублей.
Дальнейшего роста цен на востребованные новогодние продукты и деликатесы мы не ожидаем. Торговые сети заинтересованы в росте трафика, поэтому инвестируют в цены и различные промоакции на самые популярные компоненты новогоднего меню, чтобы поддержать потребителей. Кроме того, некоторые торговые сети установили мораторий на повышение цен в декабре, — пояснил NEWS.ru председатель Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Игорь Караваев.
Россияне в кризис, конечно же, постараются сэкономить.
Потребители в России адаптируются к текущей ситуации. В частности, 66% россиян, сокращающих расходы на еду, успешно делают это за счет скидочных и акционных товаров, — отметила Ксения Пайзанская.
Согласно прогнозам аналитиков INFOline, продажи в декабре будут традиционно расти, но относительно прошлого года магазины продадут на 10–15% меньше товаров.
Мы видим очередной виток промозависимости россиян, и это пока работает. Однако эта вынужденная стратегия бьет по марже поставщиков и по выручке ретейлеров, — добавил Иван Федяков.
Еще одним способом экономии, по мнению экспертов, может стать замена иностранных брендов на праздничном столе российскими аналогами. В первую очередь это коснется алкоголя, ведь многие зарубежные производители ушли из России.
Покупатели в основной массе не будут радикально пересматривать новогоднее меню и исключать какие-либо продукты из-за роста цен, считает председатель АКОРТ Игорь Караваев.
Новый год — праздник с сильными традициями, так что вряд ли стоит ожидать каких-либо изменений в потребительских привычках в этом году, — говорит эксперт.
В селах и небольших городах жители будут праздновать привычным образом: их меню состоит из продуктов, которые не показали «шокирующего» роста. Так, жители деревень живут в том числе за счет натурального хозяйства, поэтому их объемы закупок в магазинах и до кризиса были невелики, пояснил гендиректор INFOline Иван Федяков.
Но ощутимые изменения в подготовке к Новому году могут произойти в семьях, которые относятся к среднему классу.
Его представители имеют высокие зарплаты, покупают качественные продукты и пользуются услугами и сервисами высокого уровня. Но в кризисный период им приходится сокращать траты, а при потере доходов они резко лишаются привычного уровня потребления, — заключил президент «Ромира» Андрей Милехин.