В начале 2020 года российский Минфин начнёт готовить нормативную базу для изменения структуры Фонда национального благосостояния (ФНБ). Это позволит при помощи добавления новых резервных валют снизить долю американского доллара, заявил News.ru замминистра финансов России Сергей Сторчак.
Мы будем ориентироваться на структуру международных резервов Банка России. То есть управляющий, де-факто, ЦБ. Так комфортнее. Поэтому средства в ФНБ по своей структуре должны соответствовать резервам Банка России. С января 2020 года мы начнём готовить нормативную базу.
Он отметил, что никаких особых новаций в этих изменениях ждать не стоит.
По данным Минфина на первую половину осени, в структуре Фонда национального благосостояния доллар занимал 45%, евро — 39%, фунт стерлингов — около 8%.
Систематическим сокращением вложений в американскую валюту Центробанк стремится снизить зависимость от доллара во исполнение поручений президента Владимира Путина, высказанных им весной 2018 года.
Привязанные к ФНБ золотовалютные резервы Банка России уже давно и заметно переориентировались в сторону резервных валют. К настоящему времени доля доллара значительно снизилась в пользу того же юаня. Но, мне кажется, главное не перегнуть палку, потому что доллар в условиях надвигающейся, будущей рецессии будет оставаться наиболее сильной валютой.
Именно поэтому, отмечает эксперт, резкая дедолларизация способна привести к катастрофическим инвестиционным убыткам.
Что касается переориентации в сторону китайского юаня, говорит Абрамов, то проблема в том, что эта валюта слишком волатильна по сравнению с долларом. А это значит, что такая переориентация может вызвать серьёзные национальные убытки, полагает он.
По его словам, максимальный отказ от доллара следует совершать постепенно, «чтобы не наломать дров». Ведь, объясняет собеседник, случись экономический спад, пострадает стоимость китайских активов. Поскольку в Китае сегодня очень серьёзный внутренний долговой кризис (заём для развития), налицо общее торможение экономики, отметил он.
С ним согласен профессор факультета финансов и банковского дела РАНХиГС, консультант в области банкинга и финансов Юрий Юденков. Он убежден, что с переориентацией на китайский юань нужно быть осторожнее, поскольку его поведение весьма непредсказуемо и неустойчиво.
По мнению консультанта в области банкинга и финансов, евро также нельзя назвать перспективной валютой из-за слабой кризисоустойчивости.
Достаточно вспомнить практику крупнейшего Норвежского пенсионного фонда, и мы увидим значительное преобладание активов именно в долларах, заявляет Юденков. А это говорит о нынешнем неизбежном всесилии американской валюты.
Во время сильных рецессий США остаются стабильной финансовой территорией. В эпоху экономических потрясений доходность финансовых инструментов Америки обычно бывает более сильной, чем доходность в развивающихся рынках, в других регионах, — сказал Абрамов.
И несмотря на мощь доллара, говорит Юденков, держать российские резервы стоит лучше всего пропорционально в разных мировых валютах. Деньги России следует хранить частями в фунтах стерлингах, евро, юанях, иенах, канадском и австралийском долларах. Хотя очень важно при всём при этом минимизировать конвертационные издержки, подчеркнул финансовый аналитик.
Полностью отказаться от расчёта в долларах, напоминает Юденков, Россия всё же не может, так как 68% мировой торговли сегодня осуществляется в этой американской валюте.
Как факт, самой надёжной валютой пока что в мире остаётся доллар, как бы мы того ни хотели. Я считаю, что курс на дедолларизацию носит не чисто экономический характер, поэтому важно так переориентировать активы, чтобы не допустить катастрофических инвестиционных убытков, — заявил Абрамов.
И всё же, по словам Юденкова, из-за продолжающихся мощных санкций со стороны США уходить от доллара просто необходимо. Когда американцы публично заявляют о том, что они рассматривают блокировку счетов банков России в политических целях, следует к этому относиться серьёзно, говорит он.
Зачем нам держать доллары у себя, если они в реальности находятся у США? Это необходимая политическая защита от потенциальной блокировки наших коррсчетов, и это путь к финансовой независимости, — заключил Юденков.