По оценкам экспертов, в 2022 году импорт алкоголя может сократиться на 20–30%, а зарубежная продукция подорожает на 35–40%. С полок российских магазинов могут исчезнуть отдельные марки французских, итальянских и испанских вин, а также шотландский и американский виски. Но ненадолго. Специалисты напоминают, что поставки из Европы никто не запрещал, возникли временные перебои из-за нестабильности курсов валют и логистических проблем. Компании ищут новые маршруты поставок и обязательно их найдут. Как быстро восстановится алкогольный рынок и какие потери его ждут — в материале NEWS.ru.
Кризис, возникший в связи с началом военной операции на Украине, скажется на российском алкогольном рынке. Объёмы импорта снизятся, а продукция подорожает. Причём из магазинов могут резко исчезнуть некоторые вина, так как главными их поставщиками являются Франция, Италия и Испания.
В целом, по подсчётам Wine Retail, розничные сети импортируют около 50% обычного и 35% игристого вина. Вино — наше единственное слабое место, говорит директор центра Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадим Дробиз. Импорт водки, по словам эксперта, составляет всего 2%, пива — 5%, коньяка — 35%. Правда, в производстве российского продукта применяют импортные коньячные дистилляты, но тут Россию, «если что», могут выручить соседи, в частности Армения. Хотя и Франция — один из основных поставщиков коньячного спирта в РФ — никаких запретов относительно его ввоза в Россию не вводила.
США в рамках санкций против РФ действительно ввели запрет на поставки алкоголя в страну. Однако Евросоюз ограничил только «роскошь», замечает эксперт.
ЕС запретил поставки в страну спиртного дороже €300 за единицу товара. В России в рознице такой алкоголь продается по 50–70 тысяч рублей. Много ли такого вина у нас? Может быть, 100 бутылок на всю страну, — говорит эксперт.
Дробиз напоминает о последствиях кризиса 2014 года, когда из-за девальвации рубля зарубежная продукцию подорожала на 20%, а импорт сократился на 30%. Спустя время объёмы поставок начали восстанавливаться: через полтора года с начала кризиса — «женского алкоголя» (игристое вино, вермуты), через два года — «мужского» (крепкого алкоголя), правда, уже по новым ценам, к которым успели привыкнуть и бизнес, и население.
Сложности могут возникнуть в случае введения западом новых санкций, но даже тогда вино потечёт в Россию пусть не полноводной рекой, но бурным ручьём — через транзитные страны, например Казахстан. Рынок обязательно адаптируется к новым реалиям, просто перейдя на непрямые поставки, полагает собеседник NEWS.ru.
Алкогольные напитки будут поставляться из тех же стран, что и раньше. Неужели вы думаете, что у нас теперь не будет «джэк дэниэлсов»? Всё будет, просто дороже, — говорит Дробиз.
По его словам, алкоголь делают во всём мире. Тот же виски производят 25 стран. К примеру, существуют популярные сорта индийского виски. Ещё не было случая, чтобы кто-то при желании выпить остался трезвым, не увидев в магазине любимого напитка. Человек моментально переключается на тот алкоголь, который в данный конкретный момент есть в продаже, замечает Дробиз.
По прогнозу эксперта, в 2022 году импорт в России снизится на треть. Однако объёмы поставок начнут восстанавливаться, когда к привычному образу жизни станет возвращаться российский средний класс — главный потребитель импортного алкоголя. Произойдёт это в середине 2023 года. Что касается «цены вопроса», то импортный алкоголь подорожает в пределах 35–40%, по крайней мере в текущем году. Цены вырастут, зато дефицита можно не ждать, потому что алкоголь остаётся самым остросоциальным пищевым продуктом, признаёт Дробиз.
Председатель Национального союза защиты прав потребителей, руководитель Центра разработки национальной алкогольной политики Павел Шапкин ожидает сокращения импорта алкоголя на 20%. Всё будет зависеть от курса рубля к евро и доллару.
Политические риски никто не отменял, однако в данном случае речь идёт о чистой коммерции, ведь импортёрам нужно каким-то образом рассчитываться с европейскими поставщиками, — поясняет эксперт.
Старые контракты будут исполнены, а вот от новых частично откажутся. При этом для европейских компаний российский рынок остаётся очень важным, а заявления отдельных компаний об уходе из России стоит рассматривать, скорее, как некую пиар-акцию или маркетинговый ход. Вряд ли наш рынок кто-то всерьёз захочет покидать насовсем, считает Шапкин.
Вопрос в том, насколько потребитель адекватно отреагирует на повышение цен. Например, переход российских коньяков (при производстве которых используются импортные коньячные спирты) из одной ценовой ниши в другую может привести к резкому падению спроса и, как следствие, снижению маржинальности бизнеса. С винами ситуация попроще.
Россиянам по большому счёту неважно, какой марки вино: в лучшем случае можно отличить Францию, Испанию или Грузию. В остальном наименования торговых марок принципиального значения для нашего потребителя не имеют, — поясняет собеседник NEWS.ru.
Это значит, что и проблем с выбором у населения быть не должно. Специалисты ждут роста доли на рынке вин из Чили, Аргентины, ЮАР, а также Армении, Азербайджана, Казахстана и Грузии.
А вот рост доли российской продукции на рынке ограничен объёмом сырьевой базы отечественных предприятий. По словам Дробиза, чтобы нарастить производство, нужно увеличивать площади виноградников, а на это требуется немало времени. Всё, что можно сделать из российского винограда, уже в продаже, замечал совладелец компании «Донвинпром», президент Союза виноградарей и виноделов России Леонид Попович.
Год назад глава Минсельхоза РФ Дмитрий Патрушев признался, что для того чтобы удовлетворить внутренние потребности за счёт отечественного вина, России потребуется 10–12 лет. Ежегодно мы в состоянии наращивать производство максимум на 10%, говорит Дробиз. Так что пока обеспечить себя вином у России не получится.