Наиболее перспективный способ комплексного повышения доступности финансовых услуг на всей территории России — это развитие дистанционных и цифровых финансовых услуг одновременно с расширением проникновения Интернета в отдалённые, малонаселённые или труднодоступные районы. Об этом News.ru рассказали в пресс-службе Центробанка. Но расширение доступа к финансовым продуктам и услугам несёт в себе определенные риски, о которых люди должны быть проинформированы, предупреждает ЦБ.
Количество банковских офисов и отделений в России продолжает снижаться, по итогам 2018 года общее сокращение составило 10,5%, рассказывает регулятор. Эта тенденция соответствует общемировой практике, при этом Россия по сравнению с многими странами демонстрирует высокие показатели обеспеченности населения точками доступа к финансовым услугам, указывает ЦБ. Это связано, в первую очередь, с развитием современных дистанционных способов обслуживания клиентов, что позволяет кредитным организациям оптимизировать издержки.
При этом повышение доступности и качества финансовых услуг для россиян на отдалённых, малонаселённых или труднодоступных территориях — одно из приоритетных направлений Стратегии повышения финансовой доступности в России на 2018–2020 годы.
Наиболее перспективным способом комплексного решения программы доступности финансовых услуг на всей территории страны мы считаем развитие дистанционных и цифровых финансовых услуг с одновременным расширением проникновения Интернета в отдалённых, малонасёленных или труднодоступных районах, — рассказывают в пресс-службе.
Так, ЦБ уже запустил совместный пилотный проект с «Ростелекомом» и Почта Банком, в рамках которого будут открыты 12 точек доступа к финансовым услугам, где ранее вообще не было интернет-покрытия. Этот проект коснётся сельских отдалённых населённых пунктов Дальневосточного федерального округа, в дальнейшем регулятор даст рекомендации для тиражирования этого опыта на другие регионы.
Активную роль играют в вопросе повышения доступности финансовых услуг и продуктов госбанки, следует из сообщения ЦБ. Так, за второе полугодие 2018 года охват сельских населённых пунктов точками доступа к финансовым услугам кредитных организаций с госучастием увеличился более чем на 60% и составляет порядка 2,5 тыс. пунктов.
Помимо этого, проводить отдельные банковские операции стало возможно в более чем 30 тыс. отделений почтовой связи (ОПС) в 20,5 тыс. населённых пунктах (из них 19,3 тыс. — сельских), притом что общее количество ОПС превышает 40 тыс. В частности, в более чем 15 тыс. ОПС в 7,8 тыс. населённых пунктах можно открыть банковский счет.
Также появились и новые форматы обслуживания. Например, ряд банков реализуют пилотный проект по выдаче держателям платёжных карт наличных денег в торгово-сервисных предприятиях в пределах установленных лимитов. Такая услуга (cash-out), по нашему мнению, будет особо востребована в отдалённых сельских поселениях, — рассуждают в Центробанке.
Ещё один инструмент повышения доступности финуслуг — это их цифровизация, и в этом помогает реализация механизма удалённой идентификации граждан. Сбор биометрических данных начался с января этого года. Учитывая, что пункты по сдаче биометрии расположены в основном в городах, в ходе реализации пилотного проекта в Дальневосточном федеральном округе прорабатывается инициатива организации выездных пунктов, отмечает регулятор.
Но расширение доступа к финансовым услугам несёт в себе определённые риски, предупреждает Центробанк. Поэтому регулятор развивает дистанционные услуги, финтех, биометрию, одновременно уделяя пристальное внимание повышению финансовой грамотности населения и защите прав потребителей финансовых услуг.