В июле в России заработает новый механизм, призванный защитить интересы банковских клиентов. Банкам придется возвращать переведенные мошенникам деньги за свой счет. Но только в определенных случаях. Например, если системы банка некачественно сработали, допустив нежелательный перевод. NEWS.ru рассказывает, как будет выглядеть возврат средств на практике.
С 25 июля 2024 года российские банки начнут возмещать украденные мошенниками деньги россиян в случае некачественной работы антифрод-системы, которая и призвана предотвращать подозрительные транзакции. Об этом пишут «Известия» со ссылкой на заместителя председателя Центробанка (ЦБ) Германа Зубарева.
По его словам, новый закон ужесточит требования к банкам в борьбе с финансовыми злоумышленниками. Их реквизиты хранятся в базе ЦБ «О случаях и попытках осуществления переводов денежных средств без согласия клиента». «По новому закону, им [банкам] придется финансово отвечать за качество работы по этому направлению перед клиентами», — уточнил Зубарев.
Банк отправителя должен будет вернуть полную сумму украденных средств в течение 30 дней после получения соответствующего заявления от клиента в следующих случаях:
Банки смогут блокировать переводы на подозрительный счет и уведомлять об этом клиентов. Возобновить операцию или сделать повторную можно будет только через два дня. Предполагается, что за это время человек может передумать и отказаться от перевода, осознав, что находится под влиянием злоумышленников.
Еще одно нововведение — банки обяжут отключать доступ к дистанционному обслуживанию клиентам, если от МВД поступила информация о том, что они занимаются выводом и обналичиванием похищенных денежных средств.
По данным ЦБ, в третьем квартале прошлого года банки отразили 10,8 млн атак на счета своих клиентов, что на 23% больше, чем средний показатель за предыдущие четыре квартала. При этом они спасли от мошенников почти 1,7 трлн рублей россиян. И это несмотря на то, что активность злоумышленников в июле — сентябре выросла. Так, им удалось успешно провести 288,8 тыс. операций без согласия клиентов. Всего за три месяца преступники похитили у россиян почти 3,6 млрд рублей.
За это же время регулятор направил на блокировку 141,8 тыс. телефонных номеров, которые использовались для обмана людей. Одна из самых популярных схем у мошенников — звонки и письма от имени сотрудников Банка России, в том числе через мессенджеры. За восемь месяцев 2023 года регулятор получил 24,5 тыс. вопросов и обращений граждан, столкнувшихся с подобной проблемой.
Исключительно положительно, ведь до сих пор для возврата средств, украденных мошенниками («без согласия клиента») в большинстве случаях приходилось обращаться в суд. «Ранее банки не хотели добровольно удовлетворять требования пострадавшего. Теперь достаточно будет написать заявление», — комментирует в беседе с NEWS.ru старший управляющий партнер юридической компании PG Partners Полина Гусятникова. По ее словам, данная мера дисциплинирует банки и они будут тщательнее следить за операциями. «Кроме того, проверять переводы на признаки мошеннических операций теперь должен не только банк-отправитель, но и банк-получатель», — указывает Гусятникова.
Не менее важно, что банки получат право на время отказывать в подозрительных операциях, даже несмотря на согласие клиента, который, возможно, перечисляет деньги мошеннику, добавляет эксперт.
Новые требования нацелены на более качественную работу кредитных организаций с «реестром счетов мошенников», говорит старший преподаватель кафедры банковского дела университета «Синергия» Дмитрий Ферапонтов. «Таким образом, помимо того, что банки несут персональную ответственность в рамках произошедших инцидентов, они должны выстраивать полноценный алгоритм работы», — указывает собеседник NEWS.ru.
Есть у нового механизма и проблемное место. «Клиент банка никогда не знает, было в действительности нарушение работы антифрод-системы или нет», — поясняет Гусятникова.
Если банк не предоставит достоверных сведений, доказать это фактически будет нельзя, признает она. Как будет решаться данная проблема, пока непонятно.
Эксперты советуют соблюдать финансовую гигиену: не сообщать незнакомцам по телефону свои персональные данные (в том числе данные банковских карт, тем более коды из СМС) и не раскрывать их в соцсетях, не вводить данные на непроверенных и незащищенных сайтах.
Если вам позвонили «из банка», следует прервать разговор и обратиться в свой банк самостоятельно (например, через мобильное приложение или по указанному на официальном сайте телефону). И еще один совет: устанавливайте банковские приложения только из официальных магазинов приложений и сайтов банков, а не из поиска или по сторонним ссылкам.
Об основных схемах мошенничества с банковскими картами и приложениями, которые используются в России, можно почитать здесь.
Читайте также:
«Подделывают голоса»: в ЦБ рассказали о новой тактике телефонных мошенников
Запретить себе брать кредиты в РФ станет проще. Как это сделать уже сейчас?
Новое мошенничество через СБП: как спасти деньги, что говорят аферисты