Банк России не стал менять ставку ради поддержания рубля

Деньги 20 марта, 2020 / 15:46

Совет директоров Центробанка РФ на заседании 20 марта решил оставить без изменения ключевую ставку на уровне 6% годовых. Регулятор назвал ослабление нацвалюты временным проинфляционным фактором, но признал, что рост потребительских цен в этом году может превысить целевой порог в 4%. Между тем впервые за последний год у ЦБ был реальный повод перейти к ужесточению денежно-кредитной политики — поддержать падающую российскую валюту. Почему Банк России не стал играть со ставкой ради рубля — в материале NEWS.ru.

По итогам прошлого заседания ЦБ допускал возможность дальнейшего снижения базовой ставки. Однако события в феврале-марте этого года вышли далеко за пределы базового сценария прогноза, признали в Банке России. Там пояснили, что это связано с изменением внешних условий: распространением коронавирусной инфекции и резким снижением цен на нефть. Под влиянием этих факторов умеренный рост российской экономики в начале года может смениться снижением экономической активности в ближайшие кварталы, не исключает регулятор.

Произошедшее ослабление рубля является временным проинфляционным фактором. Под его влиянием годовая инфляция может превысить целевой уровень в текущем году. Однако значимое сдерживающее влияние на инфляцию будет оказывать динамика внутреннего и внешнего спроса, что связано с выраженным замедлением роста мировой экономики и возросшей неопределённостью, — говорится в официальном заявлении.

По прогнозу Банка России, годовая инфляция вернётся к 4% в 2021 году.

Инструмент сдерживания инфляционного давления для ЦБ — повышение ключевой ставки, отмечает главный экономист Альфа-Банка Наталья Орлова. Однако регулятор к ней не прибегнул, поскольку пока ситуация с ростом потребительских цен выглядит относительно благоприятно и нет признаков того, что по итогам года инфляция сильно превысит 4%, учитывая, что сейчас она находится на уровне 2,3%. По мнению эксперта, падение рубля как раз позволит подтолкнуть её до целевого уровня.

Все беспокоились, что мы не сможем вернуться к целевому уровню в 4% и ЦБ придётся сильно снижать ставку. То, что произошло на валютном рынке, позволяет сохранить статус-кво по ставке. Нынешний курс рубля обеспечивает возврат на 4% инфляции. С этой точки зрения мне кажется, что необходимости повышать ставку нет.

Наталия Орлова главный экономист Альфа-Банка

Падение рубля может сильно разогнать инфляцию, не соглашается советник по макроэкономике гендиректора «Открытие Брокер», доцент факультета финансов и банковского дела РАНХиГС Сергей Хестанов. Этому, по его словам, будет способствовать тот факт, что треть потребительской корзины в России составляет импорт, который покупается за валюту. При такой ситуации инфляция может выйти далеко за пределы 4%, полагает экономист.

Между тем решение ЦБ оказалось вполне ожидаемым, отмечает старший аналитик «БКС Премьер» Сергей Суверов.

Понижать ставку, как это сейчас делают мировые центробанки, сложно, потому что после девальвации усилились инфляционные ожидания и неминуем рост цен, а игнорировать такое ЦБ не может. Повысить ставку — тоже довольно рискованный шаг. Он не слишком поможет защитить рубль в данной ситуации, потому что основное давление на нацвалюту идёт со стороны нефти.

Сергей Суверов старший аналитик «БКС Премьер»

Мало того, это могло бы вызвать продажу старых выпусков облигаций федерального займа (ОФЗ), которые покупали по более низкой доходности, то есть даже усугубить ситуацию для рубля. Так что выбора у ЦБ практически не было, поэтому он и сохранил ставку.

Фото: Сергей Лантюхов/News.ru

Валютная распродажа

Напомним, последний раз регулятор поднимал уровень базовой ставки в сентябре 2018 года с 7,25% до 7,5%. Это происходило на фоне ослабления курса рубля, вызванного введением новых санкций США. Причём в тот момент нацвалюта была куда крепче, чем сейчас — около 68-69 рублей за доллар.

В этот раз Банк России избрал другой путь поддержки рубля. 10 марта ЦБ начал упреждающую продажу иностранной валюты на внутреннем рынке в рамках реализации механизма бюджетного правила, с учётом фактически складывающейся цены нефти и её влияния на операции Фонда национального благосостояния (ФНБ). Как отмечается в сообщении Центробанка, решение принято для повышения предсказуемости действий денежных властей и снижения волатильности финансовых рынков в условиях значительных изменений на мировом рынке нефти.

В первые несколько дней данные меры не смогли остановить ослабление рубля, падение которого продолжилось. С 19 марта Банк России дополнительно начал продавать иностранную валюту из средств ФНБ для оплаты приобретаемого пакета акций ПАО Сбербанк. По заявлению регулятора, данный механизм призван «усиливать стабилизирующее действие бюджетного правила при низких ценах на нефть и тем самым способствовать экономической и финансовой стабильности».

Ежедневный объём продаж иностранной валюты, связанный с оплатой сделки, будет варьироваться в зависимости от отклонения цены нефти марки Urals ниже уровня $25 за баррель. При превышении этого уровня операции совершаться не будут, — говорится в сообщении Центробанка.

Объявление о продаже валюты в рамках сделки по Сбербанку как раз и стало сигналом к тому, что ЦБ не станет повышать ключевую ставку, считает Наталья Орлова.

Альтернативная стратегия заключалась бы в увеличении размера ставки, но тогда можно было бы проводить гораздо меньшие интервенции или вообще их не проводить в зависимости от объёма повышения ставки, — отметила экономист.

По её словам, текущая ситуация отличается от того, что было в 2014 и 2018 годах, когда регулятор повышал процентную ставку для поддержания российской валюты. Сейчас падение рубля воспринимается как короткий шок, потому что оно вызвано эпидемией, а не экономическим кризисом, пояснила эксперт.

Ради прекращения паники на валютном рынке ставку всё же следовало повысить, считает Сергей Хестанов. По его мнению, в нынешних условиях сбить панические настроения и замедлить возможный отток капитала важнее, чем повышать доступность денег для кредитования, поскольку в текущей обстановке всё равно никто инвестировать не начнёт.

В истории был интересный прецедент — в начале 80-х тогдашний глава ФРС США Пол Волкер принял решение резко поднять ставку до 21,5%, что для Штатов — экстремально большая величина. Он снизил инфляцию, но оборотной стороной стало торможение экономики и рост безработицы.

Впрочем, потом за счёт снижения корпоративных налогов и налогов с заработной платы и бизнес и граждане стали чувствовать себя хорошо. Потом ставку довольно быстро опустили. К сожалению, в наших реалиях принятие такого решения маловероятно.

Сергей Хестанов доцент кафедры фондовых рынков и финансового инжиниринга факультета финансов и банковского дела РАНХиГС

По его мнению, при текущих ценах на нефть российская валюта вполне может опуститься до уровня 100 рублей за доллар, а если сырьевые котировки задержатся на нынешнем низком уровне хотя бы на один квартал, вполне вероятно, что за один «зелёный» будут давать и 120 рублей. Дело в том, что сейчас все рублёвые активы бросаются на покупку валюты. Чтобы инвесторы этого не делали, им нужно предложить высокую процентную ставку по тем же ОФЗ, которая покроет часть их рисков, а для этого необходимо повышение ставки ЦБ, поясняет эксперт.

Фото: Сергей Булкин/News.ru

Тем временем курс рубля на Московской бирже отреагировал на решение ЦБ РФ сохранить размер ставки небольшим ростом в пределах 50 копеек.

Реакция не могла быть сильной, поскольку шаг Центробанка был вполне ожидаемым, отметил Сергей Суверов.

Сегодня на рост рубля влияет то, что американский лидер Дональд Трамп намерен ввязаться в ценовую войну, и это привело к подорожанию нефти и укреплению нацвалюты. Кроме того, значение имеют продажи иностранной валюты Центробанком, поэтому рубль и отошёл от минимумов.

Думаю, что основной этап девальвации уже завершился, хотя есть риск, что низкие цены на нефть могут задержаться надолго, и тогда давление на российскую валюту в среднесрочной перспективе будет сильным. Полагаю, что в ближайший месяц рубль будет находиться в диапазоне 75–80 к доллару, — отметил эксперт.

Правда, если стоимость барреля опустится до $20, рубль может ослабнуть до 85–90 за доллар, не исключает аналитик, но это не базовый, а стрессовый сценарий.

Следующее заседание Банка России состоится 24 апреля. Регулятор отметил, что дальнейшие решения по ключевой ставке будут приниматься с учётом фактической и ожидаемой динамики инфляции относительно цели, а также развития экономики на прогнозном горизонте.

Наталья Орлова полагает, что ставка останется неизменной и на следующем заседании ЦБ. По её словам, пойти на повышение возможно, только если на бирже начнётся паника и нерезиденты будут массово уходить с рынка ОФЗ. Но это должно быть очень форс-мажорное движение рынка, отмечает экономист.

Игра на понижение

Между тем большинство зарубежных центробанков на фоне распространения эпидемии коронавируса и падения мировых рынков предпочли снизить свои процентные ставки. ФРС США с 16 марта опустила её сразу на 1 процентный пункт — до 0-0,25%. Банк Англии понизил базовую ставку с 0,25% до 0,1% и заявил об увеличении программы выкупа гособлигаций и корпоративных бондов на 200 млрд фунтов стерлингов.

Сразу на 1 п.п. уменьшили свою ставку центральные банки Турции (до 9,75%) и Южноафриканской республики, Банк Бразилии снизил её с 4,25% до 3,75%. В таком же ключе поступили регуляторы двух государств, чьи доходы, а значит, и курсы валют, сильно зависят от нефти. Так, Центральный банк Канады на этой неделе принял решение понизить ключевую ставку с 1,25% до 0,75% годовых. Регулятор назвал это превентивной мерой на фоне негативных последствий для экономики Канады, вызванных пандемией COVID-19 и падением цен на нефть. При этом в начале марта банк уже сокращал ставку с 1,75% до 1,25%.

Центральный банк другой нефтедобывающей державы — Норвегии — понизил ключевую процентную ставку с 1,5% до 1,0%. Таким образом он стремится уменьшить негативное воздействие возможного экономического спада, вызванного вспышкой эпидемии коронавируса, сообщил Reuters.

Практически единственным ЦБ, пошедшим против общего тренда, стал Национальный банк Казахстана, который принял решение повысить базовую ставку с 9,25% до 12% годовых.

На фоне возросших рисков со стороны внешнего сектора необходимо обеспечить поддержание стабильности цен, а также защиту обменного курса тенге. Поэтому в рамках своего мандата Национальный банк на внеочередном заседании принял решение 10 марта текущего года повысить базовую ставку до 12% с процентным коридором +/- 1,5 процентных пункта, — цитирует ТАСС председателя Национального банка Ерболата Досаева.