Снятый по одноимённому роману Стивена Кинга фильм «Оно» появится в нашем прокате 7 сентября. Книга входила в рейтинги лучших романов столетия, в 1990 году по ней был сделан мини-сериал. В 2017 году его ремейк снял режиссёр Андрес Мускетти. Речь у Кинга идёт о маленьком городке, в котором исчезают дети, за преступлениями стоит злобный клоун по имени Пеннивайз. Скорый выход ленты в России встревожил депутата Законодательного собрания Свердловской области Анатолия Марчевского.
«Я обращаюсь и к режиссеру, и к продюсеру, и ко всем, кто связан с этим злополучным фильмом, — сказал он в комментарии «Московскому Комсомольцу». — Вы совершаете преступление перед детьми. Нельзя посягать на святое, на то, что ассоциируется с праздником, радостью, детской душой. Я рекомендую россиянам воздержаться от его просмотра, а еще лучше — вообще не показывать его в России. Мы должны охранять наши святыни, нашу культуру, в том числе символы ее радости — клоунов и цирк».
Анатолий Марчевский — директор и художественный руководитель Екатеринбургского государственного цирка, председатель совета директоров Росгосцирка, академик Международной академии духовного единства народов мира. В прошлом он был замечательным клоуном: акробатом-ковёрным, клоуном-акробатом. Потом Анатолий Павлович вёл телевизионные передачи, организовывал фестивали, возглавил огромный цирк. Но в душе он остался артистом — потому и бросился на защиту любимого искусства. Для людей цирка такие реакции очень характерны.
Карьера Анатолия Марчевского сложилась по-другому, но большинство цирковых артистов из года в год работали на «цирковом конвейере», колесили по стране в бесконечных гастрольных поездках, там же рождались их дети. Дети росли в поездах, меняли школы по несколько раз в год, по мере того как цирки переезжали из города в город. Потом они тоже становились цирковыми артистами — так складывались династии. Многократно травмированные, переломанные, добившиеся званий и благосостояния потом и кровью, они очень любят цирк, переживают из-за того, что о нём не пишут, почти не показывают его по телевизору, — и совершенно не способны договориться. В не такие уж и давние времена собрания больших артистов в Росгосцирке, на которых им надо было выработать общую стратегию, кончались раздорами и сварами. Куклачёва упрекали в том, что, дрессируя котов, он привязывал им ниточку к половым органам, в нужный момент за неё тянул, и те мяукали. Куклачёв же обвинял в различных изуверствах отсутствующего на собрании дрессировщика слонов. Потом журналистов обзванивала пресс-служба и слёзно просила об этом не писать, потому что дрессировщик слонов может убить Куклачёва.
Цирк — дело светлое и радостное, но в недавнем прошлом (дай бог, чтобы сейчас всё стало по-другому) он был чрезвычайно коррумпирован. О взятках за право поехать на гастроли, хищениях во время гастролей, махинациях с кормом для животных, наличных в конвертах для руководства цирковой компании и взятках «борзыми щенками», драгоценностями и дорогими вещами среди цирковых людей ходили легенды. Они очень практичны, знают, как делаются дела, но при этом любовь к своему делу у цирковых артистов сильна и иррациональна. Защищая его, они не боятся показаться смешными.
Анатолий Марчевский мог бы многое рассказать о том, как из года в год сужается география внутрироссийских цирковых гастролей, как безобразно обстоят дела в большинстве шапито. О том, что в прежние времена цирк был гордостью отечественной культуры, а теперь страна о нём почти забыла. Так бывает: человеку нужно сказать о самом главном, позвать на помощь, а он начинает защищать святыни от Стивена Кинга.