Народный артист России Александр Михайлов презентовал автобиографическую книгу «Спаси и сохрани мою Россию» на творческой встрече с поклонниками в рамках Забайкальского международного кинофестиваля. Звезда фильмов «Любовь и голуби», «Одиноким предоставляется общежитие», «Мужики!..» и многих других отметил, что не считает себя великим артистом. Почему Михайлов отказался работать с Олегом Ефремовым и от чего чуть не умер — в интервью NEWS.ru.
— Секрет, наверное, один — гены сильные. Мои предки были старообрядцами и после раскола оказались в Забайкалье. Простые люди, земледельцы. И я такой же человек. Никакой не великий, я даже слов-то таких боюсь. Я нормальный крепкий артист.
Бывая в родных местах, вспоминаю детство. И чуть ли не слезы брызжут, когда вижу красавицу-речку. Я ее один раз в детстве попробовал переплыть. Сильное течение меня унесло далеко, обратно берегом было очень сложно идти.
Рос я в Цугольском дацане, в землянке-келье 3 на 3,5 метра. Несколько лет назад Сережа Немаев и его семья — местные жители-буряты — восстановили трубу, крышу покрыли, забор сделали за свои деньги. Я их не просил, и мы даже не дружили, а они взяли и сделали. Сережа ушел в мир иной, к сожалению… Вот отсюда я силы беру, от своих корней и людей, которые здесь живут.
— Самой первой моей ролью на сцене стал Раскольников в спектакле «Преступление и наказание». Это было еще во Владивостоке (Михайлов окончил театральный факультет Дальневосточного педагогического института искусств. — NEWS.ru). Прикасаться к Достоевскому, будучи психологически неподготовленным, очень тяжело. Ночами во сне я тюкал по пять-шесть старушек, в холодном поту вскакивал, кричал. А за несколько дней до генеральной репетиции упал в обморок…
Актерская профессия такая штука, что можно сыграть 200 ролей и ничего страшного не происходит. А можно в одну-две погрузиться так, что и жизнь потерять. Так я, к примеру, побывал на том свете и чуть не погиб во время работы над ролью царя Иоанна Грозного в Малом театре.
— Многие актеры ушли в иной мир после прикосновения к Грозному: Николай Хмелев, Сергей Боярский (отец Михаила Боярского), Петр Мамонов. Евгений Евстигнеев снимался в кино в этой роли. По-моему, не доснялся три дня съемочных — прихватило сердце. Далее операция, смерть.
Я, помню, пришел к художественному руководителю Малого театра Юрию Мефодьевичу Соломину, в кабинете находились директор Виктор Коршунов, режиссер Владимир Драгунов. Я их попросил: «Уберите слово „смерть“ из названия (спектакль назывался „Смерть Иоанна Грозного“), оставьте просто „Иоанн Грозный“. Чувствовал уже, беда будет. Они не поверили, по плечу похлопали, что все будет нормально: „Саня, перестань“».
После шестого спектакля уезжаю на дачу подышать воздухом. Ноябрь, из соседей никого. Гулял — вдруг пошла кровь горлом, сразу вышло около пол-литра. Почему-то сгустками, комками. Встать уже не могу. И на помощь некого позвать. Вдруг, на мое счастье, едет машина. Мой сосед, актер Саша Потапов, заехал тоже на дачу. Увидел, подбежал: «Сань, ты чего, напился?». Поднял, срочно погрузил в машину, отвез в институт имени Склифосовского. Длинная история. Привез, врач осмотрел и говорит: «Еще 15 минут — и вас бы не было».
Полгода «Склифа», две полостные операции, две трети желудка было вырезано, 23 килограмма веса потерял. И кома, я на том свете побывал. Благодаря супруге Оксане выкарабкался, она кости мои таскала по этажам. Спасибо миру и судьбе, что встретил ее, она очень многое сделала для меня.
В театре после этого убрали из афиши слово «смерть»… Через полгода я уволился из Малого. А вскоре умер актер Ярослав Барышев, который играл Грозного в этом спектакле, пока я лежал в больнице.
— Режиссер Лев Михайлович Анохин, с которым я работал во Владивостоке и позже в Саратовском драмтеатре, сотрудничал с Олегом Николаевичем Ефремовым. Как-то сказал: «Я бы хотел, чтобы ты служил во МХАТе, приходи пообщаться с Ефремовым — я договорился». И я приехал в назначенное время. Шла репетиция спектакля. Исполнитель главной роли Иннокентий Михайлович Смоктуновский, помню, затопал ногами: «Олег, мне не за что зацепиться в этой роли!»
Ефремов объявил перерыв. Курил одну за другой сигарету. Я стою. Он поворачивается и произносит: «На героя метишь? Понятно. Опять. А у меня — 75% говна». Так и сказал, имея в виду коллектив артистов. Я стою и не знаю, как реагировать. Потом разворачиваюсь и говорю: «Спасибо, до свидания». Ушел, больше и не пытался попасть во МХАТ, ноги сами меня оттуда унесли.
— От роли в фильме «Мужики!..» я дважды отказывался. Были другие интересные и приключенческие работы. А здесь сценарий не впечатлил поначалу.
Режиссер Искра Бабич еще раз настойчиво предложила сняться. Я снова объясняю, что нет времени. Она меня все-таки вызывает, знакомит с автором сценария Валентином Дьяченко. 15 минут мы с ним поговорили, и я сказал: «Давайте договор, подписываю»… Он нашел слова и смог меня убедить.
Искра была очень талантливым и трепетным режиссером. И детей-артистов подобрала хороших. Правда, девочка-героиня по сюжету деревенская. А сыгравшая ее Ирочка Иванова — городская, деревенской жизни не знала и не понимала. В одной из сцен уводят корову. Режиссер объясняла: «Ирочка, здесь ты должна заплакать. Потерять корову для деревенского человека катастрофа, голодная смерть». Но Ирочка стояла с полуулыбкой. А у нее незадолго до того из семьи ушел отец.
Наша профессия все-таки бывает иногда такая садистская. Когда снимали сцену с коровой, режиссер подошла к девочке: «Ирочка, вспомни своего отца». У той моментально слезы брызнули. А на экране возникает ощущение, будто рыдала из-за коровы. И вся страна плакала, глядя этот фильм. Мне приходили сотни писем и на театральный, и на домашний адрес. Девочка, помню, пишет: «Мой папа вчера посмотрел вашу картину и купил мне шоколадку». Многие писали, что распавшиеся семьи воссоединялись. Это правильно, когда искусство работает на созидание.
— Не сужу тех, кто покинул Россию после начала специальной военной операции, Бог им судья. Сам не могу мыслить без родины. Считаю, что чем хуже сегодня земле-матери, тем ближе должны быть сыновья.
Выезжаю в зону СВО, общаюсь с бойцами. Там сейчас рождаются новые интонации и смыслы, в том числе кинематографические. Это как после Второй мировой войны, когда в кино пришли Юматов, Никулин, Ростоцкий без ноги — и создавали такие картины, как «А зори здесь тихие», «Белый Бим Черное ухо» и другие, не умели врать.
— Так же ребята на СВО знают цену дружбы, любви… Самое страшное, конечно, в том, что столкнули братские народы. За этим стоят Америка, Европа. Вспоминается документальный диалог между маршалами Победы Георгием Жуковым и Константином Рокоссовским вскоре после победы 1945 года: «Мы победили Европу, европейцы нам этого никогда не простят».
Ну то есть злобка-то у них осталась, мстят. Но за Россией будущее, это по всем предсказаниям, не только Жириновского, к которому я с огромным уважением отношусь. И Ванга об этом говорила, и исторически доказано. Победа будет за нами, я вам точно говорю.
Читайте также:
«Она прощала мне измены, я виноват»: Назаров о смерти жены, деменции, СССР
«Сидит и трясется»: звезда «Глухаря» Тарасова о Хаматовой, Белом и СВО
10 тайных предсказаний Жириновского: дочь политика раскрыла всю правду
Помощь СВО, ссора с сыном, связь с Гурченко: как живет Александр Михайлов
Любовница Ефремова и «жена» Михайлова: почему Дорошина умерла в одиночестве