Элине Быстрицкой исполнилось 90. 60 лет из них она проработала в Малом театре: Быстрицкая поступила туда в 1958 году, в нынешнем 2018-м она может отметить ещё один юбилей. Она одна из самых известных отечественных актрис, её знают решительно все, хотя громкая, по-настоящему звёздная кинороль у неё была всего одна — Аксинья в «Тихом Доне» в конце 50-х годов. В 1955-м читатели газеты «Советская культура» признали её лучшей актрисой года, с конца 60-х Быстрицкая стала отказываться от ролей в кино. Всё это казалось ей мелким, недостойным её дарования и актёрского масштаба. К этому времени она стала светской дамой, её мужем был член ЦК КПСС, министр внешней торговли СССР Николай Патоличев, и размениваться на кинематографическую мелочовку ей было не к лицу.
У неё была великолепная общественная карьера, она возглавляла Федерацию гимнастики, Федерацию бильярда, входила в Антисионистский комитет советской общественности, при Путине стала членом Совета по культуре при Президенте. Это самое основное, второстепенное, вроде членства в Общественном совете при Следственном комитете, упомянуть невозможно — уж слишком такого много. Этот жизненный путь типичен для Малого театра и МХАТа 50-х и 60-х годов. И всё это, разумеется, не отменяет того, что Быстрицкая превосходная, умелая, чрезвычайно одарённая актриса.
Её профессиональная карьера связана с Малым, она плоть от плоти этой сцены, ей в высшей степени свойственен дух бывшего императорского театра. Один из документальных фильмов о Быстрицкой не случайно назвали «Железная леди»: это относится ко всем примам Малого, начиная от незабвенной Марии Гавриловны Савиной, правившей здесь в середине XIX века. Заветы Марии Гавриловны сводятся к тому, что театр — это вечная борьба за роли и положение, что для актрисы первого положения чрезвычайно важны добрые отношения с высшим светом, что с коллегами надо дружить, но подпускать их слишком близко не стоит. В то же время это вечная самодисциплина, и внутренняя, и физическая, — и тут Быстрицкой не было равных. Она всегда поддерживала себя в великолепной форме, и её роль в Федерации гимнастики случайной не была: профессиональной гимнасткой Быстрицкая не стала, но добросовестно занималась упражнениями.
Заслуживает восхищения и её профессиональная гибкость: первая красавица Малого с возрастом перешла на характерные роли, и оказалась в них очень хороша. Элина Быстрицкая исключительно серьёзно относилась к жизни во всех её проявлениях и всюду преуспела, но нас в первую очередь интересует то, как это сказалось на её ролях.
Те, кто смотрел Быстрицкую в роли Хлестовой в «Горе от ума» Малого театра, видел её Турусину в «На всякого мудреца довольно простоты», никогда этого не забудут: её мастерство филигранно, отточенно, умно. Она до мозга костей актриса Малого театра, в ней нашла своё воплощение старейшая отечественная актёрская школа, идущая от Щепкина.
И это прекрасный повод поздравить Элину Быстрицкую с её 90-летним юбилеем.