107 лет назад из Лувра похитили «Мону Лизу» Леонардо да Винчи. Её снял со стены некто Винченцо Перуджа, когда в музее никого не было. Мужчина пронёс картину под одеждой. Это, пожалуй, самый незамысловатый случай кражи шедевров. News.ru решил вспомнить дерзкие ограбления XX века.
Охранник музея Изабеллы Стюарт Гарднер открыл ночью дверь двум полицейским и пустили их внутрь. Один из стражей правопорядка тут же заявил, что опознал в сотруднике музея преступника и у него есть ордер на арест. Полицейский вызвал «на помощь» второго охранника музея, а затем повёл их в подвал и приковал наручниками к трубам. Пока охранники «отдыхали», самозванцы спокойно выносили из музея картины Рембрандта, Яна Вермеера, Эдуарда Мане, Эдгара Дега и других. Всего было вынесено 13 экспонатов, их стоимость поистине впечатляющая — 300−500 млн долларов.
Картины ищут по сей день, полицейские прорабатывали самые разные версии: вплоть до связей грабителей с Ирландской республиканской армией (члены которой не брезговали «грязными методами» и шантажировали власти украденными предметами искусства).
Как бы то ни было, рамы в музее до сих пор пустуют и ждут возвращения драгоценных картин. Грабители знали толк в искусстве: каждое полотно было уникально. Например, среди них три были кисти Рембрандта, в том числе его единственный морской пейзаж.
Накануне Рождества неподалёку от Национального шведского музея в Стокгольме вспыхнули три машины. Когда полиция подоспела на место происшествия, в музей уже вломились три грабителя с пистолетами и пулемётом. Они заставили посетителей лечь на пол и сорвали со стен автопортрет Рембрандта, «Молодых парижанок» и «Разговор» Ренуара. Затем безумная троица с тремя картинами запрыгнула в лодку, которая уже ждала их в канале возле музея.
Облапошенные полицейские бросились от места пожара к музею на машинах, однако шины начали резко сдуваться. Преступники всё предусмотрели и разбросали гвозди.
Картины, общая стоимость которых составляла 30 млн долларов, искали пять лет. Всего были арестованы 13 человек разных национальностей: иракцы, гамбийцы, шведы и др. В итоге в тюрьму отправились восемь человек.
Ещё одна банда любителей искусства выбрала ночное время для своих «тёмных» дел. Грабители вломились в частный музей Кюнстхал в Роттердаме, естественно, сработала сигнализация, однако руководство музея шло в ногу со временем и всецело полагалось на современные технологии: в здании не было обыкновенных охранников.
Воры, которые впоследствии оказались выходцами из Румынии, были разборчивыми. Их выбором стали картины на 24 млн долларов: «Голова Арлекина» Пабло Пикассо, «Девушка перед открытым окном» Поля Гогена и «Мост Ватерлоо» Клода Моне.
Через два года удалось задержать двух человек. Когда мать одного из грабителей узнала об аресте сына, она заявила, что сожгла картины у себя на даче. Оказалось, что не все: часть произведений искусства женщина закопала в землю. Впоследствии она получила за это огромный штраф и отправилась в тюрьму на два года.
«Лыжники» прошли в Собрание фонда Эмиля Бюрле в Швейцарии средь бела дня. В момент кражи в здании присутствовало 15 человек. Украсть картины было довольно просто: у входа тогда не ставили детекторы металла. Такая мысль пришла в голову музейщикам всего мира именно после этого случая. Четыре картины обошлись музею в 180 млн швейцарских франков. Полотна Ван Гога и Моне удалось найти уже через десять дней. Остальные картины — Дега и Сезанна — тоже вернулись на место, однако лишь спустя четыре года. Сейчас «Мальчик в красном жилете» Сезанна, «Ветви цветущего каштана» Ван Гога, «Маковое поле близ Ветёя» Клода Моне и «Портрет графа Лепика с дочерьми» Эдгара Дега находятся под усиленной охраной.
Этот случай впервые заставил коллекционеров всего мира задуматься о мерах безопасности в музеях.
Легендарный и неуловимый Стефан Брайтвизер просто гулял по музеям Европы и то и дело прикарманивал произведения искусства. Таким образом француз успел ограбить 172 музея. В свободное от походов время эстет работал официантом и колесил по Европе. По некоторым данным, Брайтвизер оставался безнаказанным шесть лет и украл картины и антиквариат на сумму около полутора млрд долларов.
Любителя искусства задержали в 2002 году. Когда мать Стефана узнала об аресте, она просто собрала около 100 самых массивных экспонатов и выкинула их в канал в 150 километрах от их города. По возвращении она принялась «расчленять» оставшиеся картины ножом, однако их было так много, что женщина не успела довести дело до конца и разложила их по мусорным вёдрам.
Благодаря «стараниям» матери, были уничтожены и непоправимо повреждены настоящие шедевры. Например, «Спящий пастушок» Француа Буше, «Принцесса Клевская» Лукаса Кранаха и многие другие.