Телевизионная резня бензопилой

Культура 18 августа, 2017 / 12:52

С Первого канала ушли Александр Олешко и Андрей Малахов. Закрылась «Пока все дома» Тимура Кизякова. 16 августа стало известно, что «Наедине со всеми» Юлии Меньшовой тоже будет закрыта, а она работает над новым проектом. И вот очередная новость: говорят, что в сентябре должны исчезнуть из эфира «Первая студия», «Давай поженимся», «Контрольная закупка» и «Модный приговор». И это ещё не конец: в феврале, под выборы, на Первом канале возможны и другие перемены. Его менеджеры могли не поладить с популярным и поэтому капризным ведущим, передача-долгожитель могла исчезнуть из эфира потому, что авторы повесили на неё собственные коммерческие проекты, но всё вместе это выглядит системой. Первое впечатление таково, что под выборы Первый канал расчищает место для общественно-политических передач.

Так оно, наверное, и есть, но верно и другое. Константин Эрнст образованный человек и опытный медиаменеджер, у него вкус к новым проектам: достаточно сказать, что благодаря ему на Первом появились работы Гай Германики. Но это его личное удовольствие, предназначенное для невеликой аудитории, основной массе публики предназначен попкорн: Богу — богово, кесарю — кесарево, а электорат должен есть привычную для него пищу. Проблема в том, что попкорн приедается, к тому же от длительного хранения он теряет качество.

«Первая студия» раздражала зрителей сосредоточенностью на проблемах ближнего зарубежья, агрессивностью и эгоцентризмом ведущего, бестолковой суетой.

«Давай поженимся» и «Модный приговор» явно пережили свой век: передачи не развивались, зрители устали от ведущих. «Контрольную закупку» потеснил Интернет — отзывы о товарах можно найти и там, это гораздо проще.

Как говорят, «Давай поженимся» придётся поменять формат: в передаче появятся родные женихов и невест. Если она не станет интересней, канал с ней простится.

Есть и ещё одна проблема, которую, как кажется, собирается решить Эрнст. На нашем телевидении засилье узнаваемых, не меняющихся из года в год, из десятилетия в десятилетие лиц. Те же интонации, те же шутки, та же напоминающая большую шведскую семью компания телезвёзд, целую вечность рассказывающих о себе в интервью одно и то же. Наши люди не любят резких перемен, они консервативны, им нравится стабильность — в том числе и телевизионная. Но всему бывает предел, и это видно по тому, что рейтинг старых, любимых народом передач Первого канала начал снижаться. Летом он пополз вниз и у «Пусть говорят», а эта программа испокон века была одним из главных хитов Константина Эрнста. В затылок Первому каналу дышит «Россия 1», несколько потеснившая его в рейтингах, и это хороший повод для перемен.

Представить на месте приговорённых и намеченных к отстрелу передач общественно-политические сложно: публика ждёт от телевизора не мобилизации, а развлечений. Если такая рокировка и произойдёт, то она ненадолго. Ещё сложнее представить кардинальную смену первых лиц Первого канала: такие вещи быстро не делаются, звёзд надо выращивать. Вероятнее всего вялые косметические перемены и небольшие подвижки в рейтингах. Константин Эрнст руководит Первым 18 лет, этот попкорн явно утомил и его: он давно не похож на себя времён «Взгляда» и «Матадора», когда он был единственным человеком, к чьим профессиональным советам прислушивался Влад Листьев.

Пока что он сохраняет свободу рук: пресс-секретарь Первого канала сообщила, что никакие новые передачи не закрываются. А так ли это, мы увидим в сентябре.