Конец августа – первая половина сентября — время начала нового театрального сезона. Труппы возвращаются из отпусков, художественный руководитель произносит небольшую речь, артисты ему аплодируют. За десятилетия ритуал отработан до мелочей: рассказ о достижениях прошлого сезона, лучезарный прогноз на будущее, немного иронии. Во всех театрах всё идёт по одному и тому же сценарию, разница в антураже, возрасте, регалиях и обаянии оратора.
1 августа открыл сезон Театр на Малой Бронной. В своё время он переживал тяжёлый кризис, новая жизнь театра началась десять лет назад, когда его возглавил интеллигентнейший Сергей Голомазов. Сделанное им может послужить примером того, как превратившаяся было в глухую театральную провинцию сцена возвращается к достойной театральной жизни. При этом Голомазов режиссёр не коммерческий, работает он негромко и очень достойно, сделанное им иначе, чем профессиональный подвиг, и не назовёшь.
В новом сезоне он запланировал семь премьер.
Театр на Малой Бронной открыл сезон спектаклем «Давние знакомые» по пьесе Норма Фостера.
31 августа откроет сезон МХТ им А.П. Чехова. Это самый статусный, самый буржуазный театр Москвы, его успех неразрывно связан с художественным руководителем театра Олегом Павловичем Табаковым. Он не только блестящий артист, но и гениальный театральный менеджер, изощрённый дипломат. Табаков вытащил МХТ из глубокой творческой и коммерческой ямы, в которую тот свалился в поздний ефремовский период. Олег Табаков выстроил сбалансированный — и авангардный, и коммерческий — театр, причём авангард у него тоже имеет коммерческий успех. Его МХТ — идеальный театр новой, гламурной и успешной Москвы.
МХТ им. А.П. Чехова откроет сезон поставленной Константином Богомоловым сценической версией спектакля Вуди Аллена «Мужья и жёны», одним из самых удачных спектаклей прошлого сезона.
7 сентября новый сезон открывает Театр Наций. В своём нынешнем виде он возник благодаря Евгению Миронову, подхватившему находящееся в упадке театральное дело. Процветание театра связано с тем, что Миронов оказался прекрасным менеджером, а его материальные возможности — с многочисленными мироновскими связями. Ему симпатизирует Путин, следовательно, он в прекрасных отношениях со многими влиятельными людьми, вплоть до московского руководства. Театр Наций — самый европейский из московских театров, в нём ставят звёзды мировой режиссуры.
Этот театр откроет сезон спектаклем Максима Диденко по мотивам знаменитой советской кинокомедии «Цирк».
Московский драматический театр имени А.С. Пушкина тоже откроет сезон 7 сентября. После внезапной смерти Романа Козака его возглавил Евгений Писарев, артист, успешно пробовавший себя в режиссуре. Это произошло 10 лет назад, за это время Писарев создал один из самых коммерчески успешных московских театров. Он мастер развлекательной режиссуры и при этом враг пошлости, ему удалось доказать, что коммерческий театр может быть качественным и достойным.
Театр Пушкина откроет сезон спектаклем Романа Самгина по пьесе «Эта прекрасная жизнь» Кена Людвига.
8 сентября новый сезон начнёт Электротеатр «Станиславский». Бывший театр имени Станиславского начал новую жизнь благодаря Борису Юхананову, ученику Эфроса и Васильева, деятелю экспериментального сцены. Те, кто видел слабо связанные с традиционным типом театрального зрелища работы Юхананова, никогда бы не поверили, что он сможет успешно руководить драмтеатром с длинной историей, непростой труппой и тяжёлой финансовой ситуацией. Но эстет Юхананов оказался гением организации. Он нашёл спонсора и отремонтировал театр, поладил со «съевшей» его предшественника труппой, привёл новых людей и создал театр заново, обойдясь без ссор и скандалов. Это самая экзотичная — и при этом достаточно успешная московская сцена.
Электротеатр «Станиславский» откроет сезон чеховской «Чайкой». Три режиссёра — Юрий Муравицкий, Кирилл Вытоптов и Юрий Квятковский — будут сочинять свои «Чайки» с артистами театра.
Билеты в эти театры стоят по-разному. Глядя на цены, думаешь, что в театре тоже появилась своя Рублёвка и спальные районы. Премьеры в Театре Наций стоят от 2500 до 16 100 рублей, в МХТ Чехова — от 2900 до 12 800 рублей. В Театре Пушкина — от 200 до 5000 рублей, в Электротеатре — от 1000 до 5000 рублей, в Театре На Малой Бронной — от 300 до 4000 рублей. Это значит, что единой театральной публики у нас больше нет и разговор о театре по-разному обеспеченные люди будут понимать по-своему. Тут же таятся и некоторые особенности восприятия дела Серебренникова. Эфрос и Любимов были народными режиссёрами (по крайней мере, там, где дело касалось интеллигенции), а Серебренников, спектакли которого уже давно стоят очень дорого, им так и не стал.