Переплюнуть загадочность российской культуры может, пожалуй, только русская душа. Истории, происходящие при непосредственном участии Минкультуры РФ эпохи Владимира Мединского, лишний раз подтверждают, что с ходу разобраться во всех культурных перипетиях и иных скандалах, в которых погрязло ведомство, не удастся ни с первого, ни со второго и даже не с третьего раза.
News.ru рассказывает о самых громких скандалах.
Логично начать с самого министра. В прошлом году по всей стране гулом прошла новость о том, что диссертация-то у Владимира Ростиславовича — ненастоящая!
Тогда с этим громогласным заявлением выступил активист «Диссернета» Иван Бабицкий. Мужчина не ограничился словами, а перешёл к действиям и направил официальное заявление главе экспертного совета по истории ВАК Павлу Уварову.
В документе он указал целый список нарушений, которые усмотрел в действиях диссертационного совета исторического факультета МГУ на заседании от 7 февраля 2017 года.
Во-первых, писал Бабицкий, совет не создал соответствующую комиссию.
Во-вторых, не назначил дату заседания за 15 дней, как положено.
В-третьих, не пригласил на это самое заседание заявителей и автора диссертации (Мединского, в смысле).
И в-четвёртых, совет присвоил заседанию статус закрытого, хотя должен был сделать его доступным для всех желающих.
По словам профессора Сергея Мироненко, в день, когда должен был защищаться министр, в аудиторию влетел декан истфака Иван Тучков и распорядился, чтобы все, кто не входит в диссовет, вышли из помещения. И это учитывая, что сам Тучков тоже не входил в совет.
Перед тем как повиноваться, присутствующие провели своего рода голосование, по результатам которого 12 человек поддержали позицию декана, шесть отказались это делать, а один — воздержался.
В общем, история получилась очень мутная. В пресс-службе Минкультуры объяснили скандал, устроенный Бабицким, его желанием хайпануть прославиться на имени Мединского.
При этом, как и полагается представителю культурного ведомства, пресс-секретарь Ирина Казначеева красиво обрамила своё отношение к активисту, проведя параллель с персонажем юмористического рассказа Антона Павловича Чехова «Радость».
«Усердие и энтузиазм „активиста“ Бабицкого, его, надеюсь, бескорыстная борьба с министром отчасти напоминают действия чеховского персонажа — коллежского регистратора Кулдарова», — заявила она.
История закончилась, так и не начавшись. Вопрос, является ли научной и по правилам защищённой диссертация Мединского, превратился в риторический.
Поехали дальше. А дальше у нас идёт детективный скандал, связанный с деятельностью художественного руководителя «Гоголь-центра» Кириллом Серебренниковым.
Распинаться, что там да как было, есть и будет, сложно и бессмысленно, потому как никто, собственно, не знает ответа на эти вопросы.
Но тезисно всё-таки расскажем: Серебренникову предъявили обвинение по статье «Мошенничество в особо крупном размере». Согласно документам следствия, режиссёр вместе с подельниками присвоил порядка 68 миллионов рублей, которые должен был вложить в проект «Платформа». Вину свою он признавать отказался и заявил, что все деньги были вложены в дело и министерство об этом прекрасно знает.
Резонанс расколол культурное и не очень общество на две половины: одни заявляли, что ведомство просто так ничего не придумывает, закон для всех равен и всё в этом роде, другие — в основном актёры, режиссёры и другие деятели искусства — хором заявляли, что все нападки — это ложь и провокация. Чтобы закрепить свою позицию, в Сети даже создали хештег #мойдругКириллСереберенников. Если найти его и пройти по нему, можно узнать чуть больше интересных подробностей.
Финал этой истории пока остаётся открытым: Серебренников находится под домашним арестом, подробностей по данному уголовному делу появляется с каждым днём всё больше, но яснее от этого ситуация не становится.
9 мая 2018 года — в День Победы — в российский прокат должен был выйти фильм «Мстители: Война бесконечности», произведённый на родине заядлых друзей России — в США. Однако, по решению министра Мединского выход ленты притормозили.
Аргументом было то, что в день празднования Победы над фашистской Германией в России должен быть сделан упор на отечественные фильмы. Таким образом, альтернативой стал замечательный фильм режиссёра-дебютанта Константина Хабенского «Собибор», рассказывающий о страшных событиях времён Второй мировой в нацистском лагере смерти. Лента, не требующая каких-либо комментариев, ещё до старта вызывала интерес у зрителей и абсолютно не нуждалась в таком неоправданном навязывании.
После выяснилось, что одним из идейных вдохновителей кинокартины выступил сам Мединский. Есть предположения, что отношение к фильму он имел вполне посредственное, однако не учесть минимальных правок, инициированных чиновником, киношники не могли — себе дороже.
После в Минкультуры заявили, что амбициозный министр реализовал себя и в других российских картинах — где-то идею подкинул, где-то сценарий написал.
«Владимир Ростиславович является лишь автором идеи фильма „Собибор“, но он также является автором идеи и других фильмов, включая „Движение вверх“, и при этом никогда этого не афиширует», — приводил тогда ТАСС слова руководителя пресс-службы ведомства Анастасии Карповой.
Следующий эпизод касается скандального фильма Армандо Ианнуччи «Смерть Сталина». За картину зимой этого года вступился российский режиссёр Алексей Учитель, ранее ощутивший все «прелести» гонения при выпуске своей картины «Матильда» (но это уже совсем другая история).
Учителя возмутил тот факт, что ироничная картина итальянца настолько возмутила Минкультуры, что ведомство отказалось выдавать ему прокатное удостоверение.
Тогда в пылу борьбы за «Сталина» режиссёр обрушился на ведомство с обвинениями в жёстком цензурировании. Позже его поддержал коллега по цеху Алексей Попогребский, заявивший о намерении подать на министерство в суд за возрождение цензуры.
Общественность, в свою очередь, также не оценила демонстрацию Минкультуры задетого самолюбия и заявления о том, что фильм поносит великого вождя и память о нём.
Пользователи Сети наперебой заявляли, что своей реакцией ведомство лишь демонстрирует немощность. Пора бы уже попроще относиться к художественному вымыслу.
Завершающим аккордом в нашей небольшой подборке о фейлах Минкультуры станет сегодняшнее задержание фигурантов дела Минкультуры о хищениях в Эрмитаже — экс-замминистра Григория Пирумова и, как считает следствие, его подельника, бизнесмена Никиты Колесникова.
Тут рассказывать нечего, надо смотреть. News.ru ранее опубликовал красочный фоторепортаж о любителе искусства.
Скажем лишь то, что Пирумов и Колесников (а также ещё несколько чиновников Минкультуры) были осуждены в 2017 году за трату бюджетных средств, выделенных культурным ведомством на реставрацию памятников истории и архитектуры, в том числе Эрмитажа.
Тогда же в рамках уголовного дела выяснилось, что чувашский бизнесмен действовал сообща с чиновниками министерства. Цель организованной преступной группировки была в «системном хищении бюджетных средств» путём обеспечения выигрышей тендеров подконтрольными им компаниями, утверждении липовой документации о выполненных работах и обналичивании похищенных денег.
— Долгое время Минкультуры находилось в тени, не привлекая к себе особого внимания и накапливая потенциальные проблемы и коррупционные скандалы. Сейчас они вылились наружу. На всё это накладывается ещё и явное противостояние традиционных культурных ценностей, которые близки и понятны Путину, и современных новых культурных веяний. Минкультуры во главе с Мединским занимает охранительную позицию, которая в целом вписывается в проводимую государством политику.
Всё это вдобавок подкреплено происходящими перестановками в правительстве и борьбой за власть. Однако на самом Мединском все эти перипетии особо не сказываются. Возможно, как раз благодаря вышеобозначенной позиции. Поэтому Владимиру Путину комфортно работать с ним, это главное. Мединский фактически представляет и доносит до народа ценности, принятые в нынешней политической системе. И с этой задачей он справляется, а всё остальное — вторично.