Британский профсоюз актёров разработал новые правила для съёмок эротических сцен. Это было ожидаемо: голливудский секс-скандал никак не желает затухать, его волны идут по всему западному миру, карьеры знаменитостей рушатся одна за другой, то и дело выясняются новые скандальные подробности из их прошлого. Киностудии несут огромные убытки, и профсоюзные деятели решили избавить коллег от соблазнов, отбить у них желание приставать к актрисам. Романы начинаются с поцелуев, для экранных поцелуев существует особая, опробованная в течение десятилетий технология: актёры располагают головы так, что прямые от ямочек на подбородке строго перпендикулярны. Их носы прижимаются к щекам партнеров, губы не соприкасаются, изображая поцелуй, они покачивают головами. При нежных поцелуях медленно, а при страстных быстро.
Так учат в киношколах, но на съёмочных площадках режиссёры часто просят их целоваться по-настоящему, в губы, соприкасаясь языками. Правила британского актёрского профсоюза, у которых есть хорошие шансы распространиться на весь мир, положат этому конец. Никаких языков, никакого обмена слюной — это возможно только при письменном согласии обеих исполнителей и режиссёра.
Во время съёмок будет использоваться маскировочное нижнее бельё, которое уберут во время монтажа, если на это согласятся актёры. Все раздевания необходимо обговорить заранее, гениталии не должны соприкасаться. За этим станет наблюдать «режиссёр по интимным сценам».
Всё это не ново. В 1930 году голливудская Ассоциация производителей и прокатчиков фильмов приняла так называемый «Кодекс Хейса» — по имени возглавлявшего её политика. Преступления, злодеяния и пороки не могли вызывать симпатию зрителей, запрещалось изображать употребление наркотиков, показывать обнажённое тело, поцелуи и объятия были строго регламентированы. Внебрачные отношения решительно осуждались, гомосексуальность и венерические заболевания табуировались. Это же относилось к показу половых органов и ругани — и то, и другое было под строжайшим запретом. Кодекс отменили в 1967 году, но и до этого киноэротика чувствовала себя неплохо: она пробивалась через запреты, как травка сквозь асфальт.
Считается, что эротическое кино берёт начало с фильма «Поцелуй» («Вдова Джонс»). На экранах кинотеатров впервые был показан поцелуй взасос — в то время это выглядело крайне неприлично и вызвало шок. Первая постельная сцена была показана в чешском фильме «Экстаз» (1933 г.): герой и героиня лежали одетыми, в миссионерской позе, лицо девушки было искажено гримасой удовольствия. О том, что приближается оргазм, можно было судить по её мимике. Испытав его, она закуривала сигарету. Это символически замещало показ полового акта, и вскоре стало общим местом. Из-за «Экстаза» и появился «Кодекс Хейса».
Групповой секс впервые был показан в фильме «Пламенеющие создания» (США, 1933 г.): секс как таковой в фильме показан не был, но полиция всё равно остановила показ и конфисковала все копии. В результате фильм получил грандиозную рекламу, а режиссёр Джек Смит прославился.
Первый оральный секс был показан в фильме «Глубокая глотка» (США, 1972 г.). Исполнявшая главную роль актриса Линда Лавлейс сразу после премьеры утверждала, что съёмки изменили её жизнь к лучшему, а ближе к старости — что её заставили сниматься насильно.
«Глубокая глотка» — фильм предельно откровенный, показывающий все виды секса, при этом он вышел в относительно широкий прокат (в некоторых штатах его показывали подпольно). Сложно переоценить воздействие, которое он оказал на своих современников — это стало одной из важнейших вех «сексуальной революции».
Изнасилование впервые появилось на экране в фильме «Обвиняемые» (США, 1988 г.), хотя до этого были «Соломенные псы» (США, 1971 г.), но там сцена была менее откровенной). Главную героиню, которую играла Джоди Фостер, насиловала в баре группа подонков, а остальные посетители, глядя на это, веселились и ликовали. После этого фильма в США, а позже и во всем мире, началась борьба с сексуальным насилием.
Этапными для западного эротического кино стали «Эммануэль», «Последнее танго в Париже», «Греческая смоковница», «Калигула». Этот перечень можно продолжить, и он будет очень длинен. В советском кино всё было по-другому: наш кинематограф тридцатых, сороковых и пятидесятых годов принципиально антиэротичен. В советских фильмах с любовной линией всегда сплетался сюжет трудового становления, а влюблялись друг в друга люди молодые и невинные, сугубо непорочные. О стыдливости советского кинематографа говорит хотя бы то, что фильм о родившей женщине назывался «Любимая девушка». В предвоенных советских фильмах не то что нет эротических сцен — отсутствуют пространства, где возможен интим, герои всё время находятся на людях, в парках культуры, клубах, а живут они, зачастую, в общежитиях. И обсуждают они во время свиданий производственные проблемы и отношения на работе. Любовное томление передаётся через музыку, а эротическое замещается сценами природы. Водопадом и ледоходом («Сказание о земле Сибирской»), весенней распутицей («Свинарка и пастух»), бескрайними пшеничными полями, как в «Кубанских казаках».
Такой кинематограф был возможен только в герметически закрытом сталинском обществе. Потом всё стало меняться: в 1956 году в фильме Георгия Чухрая «Сорок первый» герои разделись. Они сделали это для того, чтобы просушить одежду, но важен был первый шаг. В 1962 году, в фильме Марлена Хуциева «Застава Ильича», положительный герой провёл с девушкой ночь сразу после знакомства, для советских людей это было шоком. В «Андрее Рублёве» (1966 г.) Андрея Тарковского изобиловали обнажённая натура и насилие, полноценная эротическая сцена была в «Экипаже» Александра Митты (1979 г.). А завершали эту историю «Маленькая Вера» (1988 г.) с предельно откровенной эротической сценой и изобиловавшая постельными сценами «Интердевочка» (1989 г.). Впереди было кино обновлённой России, по количеству эротики способное потягаться с западным.
Инициатива британского актёрского профсоюза — мягкий вариант «Кодекса Хейса». Судьба её будет такой же: она проработает несколько лет, а потом о ней забудут. Эротические фильмы будут снимать всегда, романы между актёрами и актрисами вечны, режиссёры и продюсеры постоянно будут с ними спать: для девушек такой роман — залог успешной карьеры. Бороться с этим то же самое, что пытаться регламентировать секс — это увлекательное, но совершенно безнадёжное занятие. Можно написать сколько угодно правил, но молодые, симпатичные друг другу люди будут целоваться на съёмочной площадке так же, как прежде — губами и с языком.