Номинантами на «Русский Букер» в 2017 году стали «Тайный год» Михаила Гиголашвили, «Номах. Искры большого пожара» Игоря Малышева, «ЗАХХОК» Владимира Медведева, «Свидание с Квазимодо» Александра Мелихова, «Убить Бобрыкина. История одного убийства» Александры Николаенко и «Голомяное пламя» Дмитрия Новикова. Победила Александра Николаенко, и это стало большой неожиданностью для всех — её книга не была в фаворитах.
Безусловным фаворитом считался «ЗАХХОК». Это очень большой роман, «великим» его, кажется, не называют, но общая тональность именно такова. Он рассказывает о том, что творилось в Таджикистане после распада СССР: оставшаяся в горном кишлаке русская семья становится заложницей обстоятельств, игрушкой в руках тех, кто волей истории стал хозяином положения. «Тайный год» Гиголашвили — исторический роман, рассказывающий об Иване Грозном — не лучшее из его произведений, но сам автор давно стал чем-то вроде современного классика. «Чёртово колесо» Гиголашвили — одна из лучших книг о позднем СССР, после неё он вошёл в число самых крупных русскоязычных писателей.
Александра Николаенко — художница. Она закончила «Строгановку», и в её тексте очень заметна графическая образность, «выпуклость» текста. Критики отмечают прекрасный стиль романа, влияние на него прозы Саши Соколова. При этом саму книгу читали далеко не все. Точнее, её почти никто не читал: издательство «Русский Гулливер» малоизвестно, тираж был крохотным.
«Русский Букер» славится непредсказуемостью, выбор его жюри часто вызывал скандалы.
На этот раз его, слава богу, не будет. «Убить Бобрыкина» — произведение чрезвычайно культурное, добротное, но при этом рассчитанное на узкую аудиторию. Круг читающих романы людей невероятно сузился и с каждым годом становится всё меньше, но здесь это сознательная установка. Выдержанный в традициях классической русской прозы «ЗАХХОК» в этом отношении гораздо демократичней.
Победа принесёт Александре Николаенко рублёвый аналог 20 000 долларов (с 2005 года финансирование премии полностью осуществляется в рамках благотворительной программы компании British Petroleum). Говорят, что роман может быть экранизирован. Но дальнейшую литературную судьбу своих лауреатов «Русский Букер» давно не определяет. Премия выражает точку зрения жюри, оно пытается внести в своё решение хоть какую-то интригу. А литературный процесс худо-бедно идёт своим путём.
Вот что думает о решении букеровского жюри один из наиболее заметных сегодняшних литературных критиков Галина Юзефович: