Скульптор Зураб Церетели прожил большую красивую жизнь, оставил после себя не только многочисленные произведения искусства, но и свое продолжение — дочь, приемных детей, внуков и правнуков. Сколько любимых женщин было у мастера и кто они — в материале NEWS.ru.
Официально скульптор Зураб Церетели был женат лишь один раз. Его супругой была потомственная грузинская княжна Инесса Андроникашвили, он оставался с ней до самого последнего дня ее жизни. Церетели познакомился с будущей женой, когда учился на пятом курсе Тбилисской академии художеств. Во время первой встречи он растерялся, не подошел и не спросил номер телефона.
«Иду по проспекту Руставели. Навстречу две молодые девочки. Я обратил внимание: одна такая энергичная, эффектная, в белой куртке. Что-то со мной произошло: я остановился, посмотрел ей вслед, чтобы запомнить это движение, ее походку… Видно, так устроил Бог: через некоторое время товарищ пригласил меня на день рождения. Захожу и вижу — та самая девушка», — рассказывал скульптор в одном из интервью.
По словам Церетели, Инесса принадлежала к известному в Грузии княжескому роду Андрониковых, благородное происхождение наложило отпечаток на ее личность. Художник говорил, что супруга была хорошо воспитана, умела держать эмоции при себе, тонко чувствовала людей и умела определять, кого можно пускать в дом, а кого нельзя.
Скульптор рассказывал о тяжелом недуге его любимой — пороке сердца. Медики не разрешали ей выходить замуж и тем более рожать, но она осознано пошла на риск.
«Я сидел и ждал в больнице, когда вышла женщина и сказала: „У вас дочка!“ Я так обрадовался! Я так целовал медсестру!..» — говорил Церетели о рождении единственной дочери Елены.
Именно Инесса была причиной того, что Церетели много работал и впоследствии стал состоятельным и известным.
Молодая семья жила на восьмом этаже — практически на чердаке, в доме без лифта, и больной женщине было тяжело подниматься в квартиру.
«Я не забуду, как в Грузию приехали академики, которые делали операции на сердце. 12 у них блестяще прошли. Они проверили мою жену и сообщили: „Ей ни в коем случае нельзя делать операцию — сердце не выдержит“. А потом пришли ко мне домой. Академики еле-еле поднялись на восьмой этаж и, отдышавшись, сказали: „Как вам не стыдно?! Если вы любите свою супругу — сейчас же надо переехать!!!“ А я получал 22 рубля, рисовал карикатуры, иллюстрации для детских книжек. Куда я мог переехать? Вот тогда начался мой энергичный трудовой день, который не прекращается до сих пор», — вспоминал Церетели.
Инесса умерла в 1988 году, ее похоронили в Дидубийском пантеоне в Тбилиси. Скульптор тяжело переживал эту утрату, первую же выставку после этого трагического события он посвятил ей.
Его единственная родная дочь Елена (у нее есть второе имя — Лика. — NEWS.ru), как и отец, посвятила себя изобразительному искусству. Она окончила исторический факультет МГУ и институт живописи в Санкт-Петербурге, стала директором Галереи искусств Зураба Церетели, а также членом Президиума Российской академии художеств.
Лика вышла замуж и родила троих детей — Василия, Виктория и Зураба. Они же подарили своему известному деду правнуков — Александра, Николая, Филиппа и Марию-Изабеллу. Церетели всегда с обожанием рассказывал о своей большой семье.
«У меня дочка Лика, три внука, правнуки. На Пасху все пришли ко мне — я такое удовольствие получил! Орут, бегают — ну дети же. На меня все прыгнули, целовали, задавали вопросы: „Это ты когда нарисовал? Это ты как сделал?“ Удивительное поколение. Надо хороший пример показывать детям. Вот я рисую — дети смотрят, я объясняю. Почему у меня большие холсты? Чтобы была свободная пластика, чтобы можно было не перерисовывать, а что-то добавлять», — говорил скульптор в 1991 году.
У Церетели были еще две приемные дочери — Татьяна и Людмила. Когда Елене было три года, она играла на улице и привела домой двух девочек, сестер, которые выглядели, как беспризорницы. Семья оставила их ночевать, а утром за ними пришла бабушка, которая рассказала, что их отец умер, а мать пьет. Художник решил взять их к себе на воспитание, но не удочерял, так как не хотел оскорблять чувства их матери.
«Люда и Таня, получается, тоже мои дети. У Лики была своя комната, у сестер — своя. Но воспитывал я всех троих абсолютно одинаково. После школы Лика поступила в МГУ на искусствоведение. Защитила кандидатскую в Санкт-Петербурге. Сейчас мы издаем ее книгу. Люда с Таней окончили институт. Таня вышла замуж за грузина, осела дома. Люда — за русского парня, музыканта. Я приобрел им квартиру. Вы не думайте, они не лодыри. Просто когда у девочек появились свои семьи, я чувствовал себя перед ними обязанным», — говорил Церетели.
После ухода из жизни Инессы Церетели пришлось не просто, он был вынужден все заботы о большой семье взять на себя.
«Я теперь и отец, и мать, и теща, и свекровь, и художник, и руководитель», — говорил скульптор.
Но, конечно, он не был обделен женским вниманием. С 2004 года Церетели связал свою жизнь с художницей, искусствоведом Татьяной Кочемасовой, которую СМИ называли его гражданской женой. Она была младше на 46 лет.
Кочемасова — выпускница факультета теории и истории искусств Московского художественного института имени Сурикова. Она академик, а также вице-президент Российской академии художеств и общественный деятель.
Последней волей художника было, чтобы его похоронили в Дидубийском пантеоне, рядом с женой Инессой Андроникашвили.
Читайте также:
Чудо на Пасху: Кеосаян реагирует на жену, это правда? Что говорят врачи
«Хотел бы извиниться за грехи». Правда ли, Паша Техник предвидел смерть?
«Может подпасть под влияние»: Жорин о судах Алибасова с Федосеевой-Шукшиной