Как Нагиев проиграл Шварценеггеру

Культура 21 апреля, 2018 / 17:41

Российские программы Московского кинофестиваля открылись премьерой фильма «Непрощённый» Сарика Андреасяна. Картина рассказывает реальную историю архитектора Виталия Калоева, потерявшего в авиакатастрофе жену, дочь и сына и убившего диспетчера, чья ошибка стала причиной трагедии. «Непрощённый» — уже вторая попытка экранизации этой истории: в прошлом году на экраны вышел фильм «Последствия» по мотивам реальных событий, где главную роль сыграл Арнольд Шварценеггер. Картина получила прохладные отзывы, причём прежде всего от самого Калоева. Он ругал создателей «Последствий» за то, что, в отличие от героя Шварценеггера, ни у кого не хотел вызывать жалость, а добивался справедливости. Ленту с Нагиевым в главной роли Калоев не смотрел и даже сценарий не читал, но судя по тому, что показали в «Непрощённом», фильм ему вряд ли понравится.

Первое, что смущает в картине, — исполнитель главной роли. Удивительно, но у американца Арни роль русского любящего отца, убитого горем и одержимого жаждой справедливости, получилась убедительнее, чем у Нагиева. Актёр попытался выйти из своего привычного амплуа, обрёл деревянную походку и трагичный взгляд, но не смог вызвать доверия зрителя, не стал похож на Калоева. Его герой не переживает никаких видимых трансформаций, а всё время будто пытается удержать то, с чего начал.

Другие актёры ему под стать — их персонажи больше напоминают не живых людей, а кукол на шарнирах, прилежно читающих такой же картонный текст. Впрочем, последнее вина не актёров, а сценаристов. Сценарий «Непрощённого» напоминает статью из Википедии, разбавленную неуклюжими диалогами, менее всего напоминающими живую речь.

Казалось бы, ситуацию может спасти режиссура. Но Сарик Андреасян делает из трагедии человека блокбастер, причём с большим энтузиазмом, который здесь оказывается губительным. Он замедляет абсолютно все важные для сюжета моменты и без того очень затянутого фильма, а для придания трагичности эпизоду использует громкую музыку (уж простите, но тоже очень однообразную) и медленный наезд камеры на героя. Всё бы ничего, если бы последний приём не повторялся каждые 10 минут фильма.

В фильме Андреасяна два живых эпизода — Калоев на кладбище после тюрьмы и Калоев, нашедший котёнка на крыльце собственного дома. Как бы ни были избиты режиссёрские приёмы, использованные в этих сценах, они наконец приоткрывают завесу того, что происходит с героем Нагиева, — в остальных эпизодах зритель может только догадываться об этом из музыки.

В общем, как бы грустно это ни звучало, но даже из абсолютно кинематографичного, живого и яркого сюжета Сарик Андреасян просто сделал свой очередной фильм. Его «Непрощённый» не выбивается из ряда «Беременный»-«Защитники»-«Мамы»-«Карлсон», а просто встаёт с ними в один ряд. И даже невыдающийся голливудский фильм «Последствия» каким-то образом оказывается выше него на голову. Впрочем, возможно, российский зритель оценит старания Андреасяна, как это было с «Землетрясением» и другими его картинами, весьма успешными в прокате. Ведь если такие фильмы снимают, значит, это кому-нибудь нужно?