Карнавалы на Кубе — это больше чем искусство танца, это — социальное явление, которое никак не подчиняется ни экономическим, ни политическим циклам, которые пережила эта маленькая страна в Карибском море. Зажигательные и сексуальные шествия на острове были и до прихода к власти Фиделя Кастро, и во время его правления, и после ухода из жизни легендарного Команданте.
Даже Советский Союз, взявший в начале 60-х годов прошлого века шефство над Кубой для проведения преобразований по социалистическому образцу, не смог заставить местных жителей работать летом — во время проведения карнавалов. Это давняя традиция — Куба до свержения режима Батисты была местом сосредоточения огромного количества борделей — те же американцы наведывались сюда в выходные, чтобы скинуть оковы тяжелого капиталистического труда и предаваться релаксации. Карнавал — это, можно сказать, парадное приглашение к большим романтическим приключениям.
Американцы ушли с острова после революции 1959 года, индустрия развлечений на Кубе как бизнес начала умирать, но до последнего пыталась выжить.
Конечно, карнавалы в Сантьяго-де-Куба — втором по значимости городе страны — в годы правления Кастро стали скромнее из-за оттока богатых туристов. Но традиция ежегодно в период июльских танцевальных шествий ближе к вечеру перекрывать центральные магистрали города и ставить на поросшие травой разделительные полосы красиво сервированные столы с экзотическими фруктами и ромом осталась. За каждым местом были закреплены именные таблички, советских дипломатов, консульских работников здесь тоже ждали как самых важных гостей. Громкие речи, долгие тосты за дружбу между двумя странами, ближе к полуночи стартовало собственно то, ради чего все здесь и собирались, — шоу. По проезжей части с обеих сторон начинала двигаться бесконечная вереница грузовиков с открытыми бортами, открывая взору присутствующих практически обнажённые фигуры ослепительных мулаток, достойных элитных домов моды. Перья, блёстки, бижутерия, воздушные поцелуи в сторону зрителей от красоток и номерки, каким-то чудом закреплённые за ленточки бикини.
Зачем нумерация? Официальная версия — чтобы строй не спутался. Неофициальная — гости могли по номеру запомнить приглянувшуюся девушку и пригласить её уже на отдельное рандеву по специальному прайсу. Понятно, что эти шалости, придуманные для нравственно прогнивших империалистов, были чужды советским работникам, истинным партийцам и примерным семьянинам. Но случился конфуз. Один из молодых специалистов, прикомандированный к советскому консульству в качестве переводчика для наших же горняков и нефтяников, обучающих кубинцев этому ремеслу, потерял бдительность и пригласил одну из танцовщиц провести приятно ночь в его скромной компании.
Утром настала расплата. Испуганный парень пытался объяснить консулу, что это была любовь с первого взгляда, что он готов жениться на своей новой знакомой, лишь бы не сообщали в институт и партком о его поступке. Не поверили бескорыстному чувству под натиском сомнений — не шпионка ли эта модель, работающая на Вашингтон. Хотя в СССР на тот момент всё ещё продолжалась «оттепель», здесь, на Кубе, было по-прежнему очень жарко — свежи ещё воспоминания о чудом предотвращённом Карибском кризисе, может быть, эта история любви — попытка раскрутить новый политический скандал.
Парня в принудительном порядке поместили в дом консула и затем первым кораблём отправили в Ленинград, его карьера закончилась, практически не начавшись, он, правда, остался в родном городе, но с чёрной меткой на всю жизнь. Без приличной работы и денег. Впрочем, их у него не было и в ту злополучную карнавальную ночь на Кубе — он был стажёром, — потому и много тогда выпил «халявного» рома, после чего отважился предложить интим знойной кубинке. Но она почему-то откликнулась на этот призыв голоштанного советского студента.
Может быть, эта история по своему драматизму и недосказанности тянет на кино, например, ещё одни «Грязные танцы»? После тридцати с небольшим лет после выхода первых «Грязных танцев» и через 15 лет после премьеры «Грязных танцев — 2», где события происходят, кстати, в Гаване, почему бы не продолжить тему. Ведь в третьей версии зрителям гарантирован латиноамериканский коктейль из любви, политики и денег.