Сегодня открылся 74-й Венецианский кинофестиваль. В основной конкурс вошли фильм Даррена Аронофски «Мама!», чёрная комедия Джорджа Клуни «Субурбикон» и триллер Гильермо дель Торо «Форма воды». На «Золотого льва» также претендуют детектив Мартина МакДона «Три рекламных щита на границе Эббинга, Миссури», комедия Александра Пэйна «Короче» и три документальных фильма: «Человеческий поток» китайского художника-диссидента Ай Вэйвэя, «ExLibris — Нью-Йоркская публичная библиотека» Фредерика Уайзмена и «Мектуб, моя любовь — песнь первая» Абделатиба Кешиша. Всего в конкурсной гонке участвуют 20 фильмов. Российские ленты не вошли ни в конкурс, ни во внеконкурсные показы.
Аналога национального оскаровского комитета, выдвигающего фильмы на Венецианский кинофестиваль, не существует. За фильмами охотятся фестивальные отборщики, в этом году им не приглянулось ничего из того, что вышло на наши экраны. Такое случалось и раньше, и всё-таки это повод ещё раз взглянуть на то, во что Министерство культуры вкладывает государственные — то есть наши с вами — деньги. В 2015 году Фонд кино распорядился 3 миллиардами рублей, большинство фильмов, на которые они были потрачены, вышли в прокат в 2017 году. 2017-й — год большого, героического кино: из профинансированных фондом лент запомнились «Викинг», «Время первых» и «Дуэлянт», самые масштабные премьеры оказались и наиболее яркими. С треском провалившийся в прокате фильм «Защитники» рассказывает о фантастической команде советских супергероев, ещё не вышедший «Бейрут» — о том, как советский спецназ освобождает заложников в Ливане, «Салют-7» — о героической эпопее из истории советской космонавтики. Удачей сезона стало фантастическое и аполитичное «Притяжение» Фёдора Бондарчука, но в целом тренд очевиден. Его составляют героические страницы советской истории, яркие страницы русского прошлого, детские фильмы и развлекательное кино («Любовь с ограничениями», «Без выходных», «Мафия», «Ёлки-2»). Особняком стоит артхаусный «Библиотекарь» по роману одного из лучших современных прозаиков Михаила Елизарова. Всё это точно отражает сегодняшнюю политику Министерства культуры в области кино: патриотизм, плюс развлечение, плюс окупаемость. Идеальная модель: высокобюджетный, кассовый фильм об СССР, империи или о ещё более глубоком прошлом. Всё остальное, кроме детского кино, существует в качестве нагрузки. Окупаемость тоже идеологически важна: отечественное кино должно победить западное рублём, посещаемостью. О том, что кино выполняет важную государственную функцию, министр культуры говорил не раз (говорил он и о том, что ему очень нравятся «Ёлки»). Значение, которое Владимир Мединский придаёт кинематографу, видно и по тому, что департамент кино он подчинил непосредственно себе.
Теперь о том, чего в этом раскладе нет. Из него выпали истории о наших современниках, «маленьких людях», показанные не через жанр, не в комедии или приключенческом кино. «Как я провёл этим летом» Попогребского, простая на первый взгляд история о двух обычных людях, в 2010 году получившая двух «Серебряных медведей» Берлинского фестиваля и приз Лондонского фестиваля, тут выглядела бы чужой.
Профинансированные Фондом кино фильмы с большим или меньшим успехом пытаются играть на чужом для нас жанровом поле. Для «Викинга», «Времени первых», «Дуэлянта» и «Притяжения» образец — голливудский блокбастер, для «Защитников» — фильм, снятый по комиксу. Ничего плохого в этом нет, но в Голливуде такие вещи делают более умело, а одной «любви к отеческим гробам» для кассового успеха мало.
И уж тем более всего этого мало для успеха на международных фестивалях, где важен свой собственный голос. Будет очень печально, если наше кино потеряет его из-за предпочтений Фонда кино и Министерства культуры.