«Хотя отомстить за унижения»: Прилепин о Пугачевой, Хаматовой, Трампе и СВО

Культура 24 мая, 2025 / 09:00

Писатель, драматург, офицер Росгвардии Захар Прилепин дал прогнозы на скорое возвращение в Россию народных артисток РФ Аллы Пугачевой, Чулпан Хаматовой и других деятелей культуры, покинувших страну после начала СВО. Почему он настроен пессимистично, как оценивает переговоры между президентом России Владимиром Путиным и главой США Дональдом Трампом, чем похожи исторический персонаж Степан Разин и Евгений Пригожин — в интервью NEWS.ru.

Кого должны обменять Россия и США

— О чем в итоге договорятся президенты России и США Владимир Путин и Дональд Трамп, какие у вас прогнозы?

— Эта история даже не на дни и не на месяцы, я думаю, на годы. Планетарный масштаб. И огромная часть того, о чем идут переговоры, даже не доходит до нашего сознания. То есть мы видим вершину айсберга. Меня лично на сегодняшний момент в переговорах интересуют лишь два момента.

— Какие же?

— Это обмен наших ребят, попавших в плен. И надеюсь, что также внесут в список на обмен граждан Украины, которые поддерживали Россию, передавали нам информацию и получили колоссальные сроки. Если их не убили, то они сидят. Это настоящие патриоты России. Большие, чем многие наши граждане.

Мы обязаны их обменять, спасти. Предполагаю, эти вопросы могут быть реально решены. Все остальное пока находится в зоне очень далеких перспектив.

С какими странами России нужно создать коалицию

— Что думаете по поводу тридцатидневного перемирия, учитывая скептицизм, что ВСУ перегруппируются за это время и ударят?

— 30 дней, 23 или 37 — не имеет значения, не произойдет никакого чуда. И украинская армия не восстановится, и мы не станем в десять раз сильнее. Я это расцениваю как проверку договороспособности России со стороны Европы в первую очередь. Прощупывают почву: если на это согласятся, значит, завтра еще что-нибудь предложим. Такая, знаете, логика дворовых «разводил».

В контексте происходящего это все ерунда, кроме, повторюсь, возможности спасти наших людей, которые сейчас в плену.

— Владимир Путин во время торжеств 80-летия Победы встречался с лидерами 17 стран, включая Венесуэлу и Китай. Как вы оцениваете роль таких встреч в формировании нового мирового порядка? И может ли Россия использовать юбилей Победы для укрепления альянсов против Запада?

— Она уже использовала юбилей Победы, теперь надо усиливать. Заключение еще одного всеобъемлющего стратегического договора с одной из стран левого коммунистического социалистического толка, подобного тому, который мы подписали с КНДР, стало бы весомым вкладом в переговорный процесс. Это очень хорошо повлияло бы на нашего заклятого партнера Трампа. Он сказал бы: «Давайте поскорее договоримся, и больше не заключайте, пожалуйста, таких договоров».

Коалиция, которая собрала бы 10–15–20 государств, произвела бы переворот в мировой политической системе. Россия сказала бы, что готова военным образом вступиться за Монголию, Китай, Вьетнам, Кубу и Венесуэлу, а они согласились бы сделать то же самое в ответ. Это создало бы иную политическую конфигурацию. Само мироздание так или иначе будет подталкивать нас в данном направлении.

По большому счету это коалиция все-таки постсоциалистических государств, доставшихся нам в наследство от Советского Союза. Каким был тогда блок наших основных мировых партнеров? Китай, Вьетнам, Куба, Никарагуа — все те страны, в которые вкладывался СССР. Именно они к нам и возвращаются.

Случится ли «покаянное возвращение» Пугачевой

— Как противостоять пятой колонне внутри страны?

— Должны быть четко проговоренные правила политического и культурного существования. В том числе чтобы и те, кто покинул Россию после начала СВО, не появлялись, как ни в чем не бывало, даже не пытаясь ничего объяснить. Нужны понятные алгоритмы обеления репутации.

Условно Пугачева, прежде чем вернуться, должна покаяться на Красной площади и дать несколько миллионов рублей на помощь СВО?

— Мне вот не нужны ни плач, ни покаяние. А вот деятельное участие в гуманитарной работе — да.

— Как вы считаете, высока ли вероятность покаянного возвращения той же Пугачевой или Хаматовой?

— Никто из них не будет каяться. Хотя многие из уехавших возвращаются, и уже снова здесь работают, как ни в чем не бывало. Мы Козловского заметили, еще кого-то.

Главное, чтобы не произошло, как после 2014 года — те, кто осудил возвращение Крыма в родную гавань, начали душить и давить патриотов, которые деятельно поддержали республику и Донбасс. Те же Юлия Чичерина или Саша Скляр рассказывали мне — в России их убрали со всех площадок! Мол, съездил в свой Крым, там и пой, или в Донецке.

Я вас уверяю, что именно такие планы у наших разнообразных ждунов и поуехавших — собраться с силами и отомстить за пережитые ими унижения. И они же, самое главное, полагают, что никто им ничего не сделает. Я настроен пессимистично.

«Взгляды Хазанова не являются ни для кого секретом»

— Вы упомянули про возвращение Козловского, который уезжал и недавно вернулся с моноспектаклем на сцене Театра эстрады. Директор учреждения — Геннадий Хазанов. Есть ли его вина в том, что он дал площадку артисту, выступавшему против СВО? Или Хазанов лишь бизнесмен — ему за аренду театра заплатили, и он разрешил?

— Взгляды Геннадия Хазанова не являются ни для кого секретом. Это тихая фронда, отработанная еще в советские времена.

Я желаю всем только добра. Но никаких иллюзий не питаю касательно их взглядов. Они друг друга поддерживают, подают руку в сложную минуту. Мы должны поступать так же — выстраивать горизонтальные коммуникации, культурные и политические, среди своих единомышленников.

Что общего между Разиным и Пригожиным

— Патриотический театр, распоряжение о создании которого по вашей просьбе дал Владимир Путин, призван решить как раз эту проблему?

— Театр ничего не может решить. Это просто будет один из форпостов патриотической линии обороны. Есть в Москве 100 театров, мы попросили один. Хотя бы такой анклав для патриотов, и на том спасибо. Потому что до сих пор и этого не было.

— Главный режиссер Театра армии Александр Лазарев сказал, что частью репертуара патриотического театра должны стать спектакли по вашим произведениям. Как вы относитесь к постановкам по вашей прозе?

— Очень уважаю артиста и режиссера Лазарева, был на его постановке по «Мастеру и Маргарите», она восхитительная. Он большой режиссер и патриот. Мне приятно, что он передал мне привет таким образом. Само по себе уже смело, особенно в театральной среде.

Но я-то воюю не за свои постановки. У меня, слава богу, есть читатели, репутация, административное положение. Я воюю за тех, у кого нет таких возможностей. Главное, чтобы была площадка для творчества и реализации у режиссеров с патриотической позицией, поэтов, писателей, которые придут с СВО.

— В июне анонсирован выход вашего нового романа о Степане Разине. Ответы на какие вопросы вы ищете в XVII веке?

— Середина XVII века — воссоединение Украины с Россией так называемое, части Малороссии с Россией. Огромная война, мы стремительно ломали европейскую — польскую — армию. Но докатившись до Львова, откатились обратно и еле отвоевали после 12 лет Киев и часть территории, которую сегодня называют Новороссией.

Мало того, до воссоединения на территории Украины гражданская война шла шесть лет. А потом, как у нас был марш Пригожина на Москву, там случился поход Степана Тимофеевича Разина на столицу. Он, между прочим, был государственным дипломатом, а не разбойником. Случился раскол и огромная церковная проблема. Крымский вопрос стоял более чем актуально… Чем больше описываешь, тем сильнее понимаешь, что ответы на сегодняшние вопросы, как обычно, следует искать в истории.

Читайте также:

«Опускаются на дно»: Прилепин объяснил неудачи Пугачевой и Галкина

«Бойцы СВО чувствуют их пафос»: депутат о Киркорове, Михалкове и иноагентах

Закончились деньги или соскучились? Почему Цекало с женой вернулись в РФ