Кинорежиссер Владимир Хотиненко снял десятки популярных кинолент и сериалов: «Гибель империи», «Поп», «Бесы», «Демон революции» и многие другие. Какой ему запомнилась работа с покинувшими Россию Артуром Смольяниновым (внесен Минюстом РФ в список иноагентов) и Чулпан Хаматовой, угрожает ли искусственный интеллект творческому миру — в интервью Хотиненко NEWS.ru, взятом в рамках Забайкальского международного кинофестиваля (ЗМКФ).
— «Современное кино обмельчало», — сказал на встрече с артистами в рамках ЗМКФ православный священник забайкальского села Улеты. Согласны?
— Я не был бы столь категоричным. И своим студентам — преподаю в Академии Никиты Михалкова — каждый раз напоминаю: было понятие, например, «застойное время». Но именно тогда сформировались основные выдающиеся режиссеры советского кино: и Тарковский, и Параджанов, и Михалков, и Панфилов, и так далее. «Застойное время», «обмельчало» — это все немножко условности, фигуры речи.
Хотя сейчас действительно наблюдается некая пауза в кино. Я говорю, что пандемия разогрела сковородку для многих последующих событий. Люди закрылись (исчезли запахи, общаться нельзя), и какой-то сдвиг произошел.
У меня, помню, в период пандемии появилось предчувствие, и оно оправдалось, что сейчас в кино придут энергичные, но не очень талантливые люди.
— Вы сейчас кого-то конкретного имеете в виду? Популярного режиссера, который критиковал фильмы Тарковского и его самого?
— Не буду конкретизировать. Дело в том, что, например, та же ржавчина, тля или грибок — они ведь тоже природные создания и как бы имеют право на существование. Но они разлагают нормальную ткань.
И потом есть еще одна категория, и Чехов, и Набоков, и многие другие ею занимались и серьезно исследовали этот вопрос, они же дали формулировку — пошлость. И вот, увы, именно она — доминанта сегодняшнего состояния культуры, а не только кино. Я даже придумал свою: пошлость — это воинствующее упрощение серьезных явлений. И не всегда удается отделить. Но вот если бы со школы учили этому, наверное, хорошо бы отразилось на ком-то.
— Советские критики и некоторые коллеги также упрекали в пошлости фильм «Москва слезам не верит» режиссера Владимира Меньшова.
— Как и, например, «Афоню». Сантехник какой-то, «рубль должен». А ведь это очень содержательное кино, Данелия — серьезный режиссер. А сколько доставалось Леониду Гайдаю за его якобы «легковесные» комедии. Но имена критиков канули в небытие, а его помнят, любят и пересматривают. Так что давайте оценим через несколько лет, а лучше десятилетий, захотят ли зрители пересматривать картины современных режиссеров, или нет.
Но сегодня, на мой взгляд, в кино исчезло лицо времени, персона. Например, Тарковский или Алексей Петренко могли появиться на экране и даже молчать. Но даже молчанием притягивали. Или, например, кинематографический персонаж Данила Багров. Хотя Балабанова также нещадно ругали в свое время. Но «Брат» — все равно лицо времени.
— Кто мог бы стать героем нашего?
— Не знаю. Скажу абсолютную банальность: героев порождает время, у нас оно еще не досформулировалось.
— Вы на фестивале показали свой фильм «Ленин. Неизбежность», который сняли в 2018-м. Вождь революции, на ваш взгляд, актуальная персона?
— Безусловно. Причем независимо от отношения в обществе — сегодня памятники ставят, а завтра сносят. Я когда-то с гордостью носил звездочку октябренка с изображением кудрявого Ленина. Что я, от того мальчишки отрекусь? Никогда. И мне было интересно поразбираться в этой необычной и даже судьбоносной для России фигуре, у которой невероятная личная драма.
Во всяком случае, все серьезные исследователи знают и считают, что людей такого масштаба, которые смогли изменить мир, как это сделал Ленин, совсем немного за всю мировую историю.
И взять даже самые простые тезисы того времени, ведь хотелось справедливости, чтобы всем было хорошо. Как осуществлялось — другой вопрос. Это уже о человеческой природе.
— В одной из ваших картин — «1612» — снимался Артур Смольянинов. Не жалеете, что сотрудничали с ним?
— Ну а что сейчас жалеть или не жалеть? Хотя, честно говоря, он даже не совсем «мой» актер. Просто обстоятельства сложились, вызвал интерес. Но не о чем жалеть. Актер он хороший, плохих я не беру. У него с головой проблемы. Но это уже его личное.
— Ваше отношение к нему изменилось после его резонансных заявлений в адрес бывших соотечественников?
— Я сочувствую ему. Вообще ведь с этими уехавшими, как бы им ни жилось — хорошо или плохо, в любом случае достаточно драматичное событие.
— Чулпан — ваша актриса?
— Да. И я не один раз ее снимал, и она замечательная. Повторюсь, это личная драма. И каждый теперь сам решает эту задачу — остаться за границей навсегда или вернуться. И как решится, никто не знает. И обстоятельства могут быть разными. Но это их личный выбор.
— Прощать или не прощать?
— С одной стороны, есть такое понятие в православии — покаяние. Ты можешь успеть это сделать даже в последние секунды жизни. Рядом с Иисусом был распят разбойник. И он первым попал в рай. Но представляете, какого масштаба должно быть покаяние?
— Кто вам наиболее симпатичен из современных российских актеров, кого считаете талантливыми?
— У меня есть свой «штат» — те, кого снимаю практически в каждом фильме: Евгений Миронов, Сергей Маковецкий, Нина Усатова, Александр Балуев, Марат Башаров и ряд других. Когда затеваю проект, в материале ищу роли для них. Они и актеры потрясающие, и есть у каждого лицо.
— В 2022-м из России ушло голливудское кино. Что потерял или, наоборот, приобрел наш кинематограф?
— Мы, с моей точки зрения, потеряли раньше, в перестройку, когда пошла мода на Голливуд, на форму даже записи сценария, на идеи и так далее. Мы потеряли литературную традицию написания сценариев, у нас она была мощная. Думаю, тогда даже больше вред был. Потому что ведь сейчас даже поляна освободилась — можем ее заполнить. Это раз.
Во-вторых, голливудское кино все равно же присутствует, на тех же платформах можем посмотреть. Раньше не было и в помине такой возможности. А с развитием ИИ вообще неизвестно, что будет происходить.
Я говорю не со страхом, занимаюсь этой темой. Планирую делать сиквел по фильму «Макаров», 30 лет спустя. Мальчик вырос, стал продвинутым айтишником, решил создать аватар умершего отца, чтобы пообщаться с ним. Но события выходят из-под контроля. Меня не пугает ИИ. Я считаю, что его надо исследовать как всякую даже гипотетическую угрозу.
— Какую, например?
— Подмена человека в определенном смысле. Скажем, сейчас довольно много даже посредственных драматургов пишут и зарабатывают деньги. ИИ научится это делать лучше. Равно как аватары актеров. Вот человеческой личности это не угрожает. Если человек себя таковой ощущает. Этот ИИ не такой глупый. Мы с ним ведем беседы, и они иногда весьма содержательны.
— Как вы восприняли аватар Гурченко на одном из федеральных каналов?
— Так же, как аватар Никулина и других. Меня спрашивают студенты: «А если сделают ваш аватар и будут использовать, вам понравится или нет?» Отвечаю, что против я или нет, не имеет никакого значения, могут сделать, и все. Это процессы, не могу сказать, что естественные, но неотвратимые.
Читайте также:
Составлен список знаменитостей, которых могут лишить гражданства России
«Хотят отомстить за унижения»: Прилепин о Пугачевой, Хаматовой, Трампе, СВО
Составлен список уехавших из РФ артистов, которые боятся за свою жизнь
«Она прощала мне измены, я виноват»: Назаров о смерти жены, деменции, СССР
Составлен список российских артистов, которых могут никогда не пустить в РФ