Герои своего времени

Культура 16 января, 2018 / 13:39

Говорят, что в сегодняшней России не работают социальные лифты. Это не так — в нашей стране может выдвинуться даже самый простой человек. Шестнадцатилетней девушке, по закону считающейся несовершеннолетней, для этого нужно немногое: она должна пойти на «вписку», потом заявить, что её изнасиловали, и начать пиариться в Интернете. Если ей повезёт и у неё окажутся хорошенькое личико, ладная фигурка и длинные ноги, страна начнёт обсуждать, действительно ли её изнасиловали, не виновата ли в этом она сама, сколько она выпила в тот вечер и зачем поехала в компанию, которой не знала. Если шумиха начнёт стихать, ей достаточно сказать, что она уходила из дома, — и всё начнётся по-новой.

А парню надо её изнасиловать и сесть в тюрьму: из-за резонанса его упекут на восемь лет строгого режима, по той же причине скостят срок до трёх лет, но выйдет он по УДО через год. И медийная карьера вчерашнего зэка повторит траекторию его жертвы, настоящей или мнимой: молодого человека начнут звать на телевизионные ток-шоу, не исключено, что он начнёт вести какую-нибудь передачу.

Это история Дианы Шурыгиной и Сергея Семёнова — осуждённый за изнасилование отсидел год, вышел, сразу попал на ток-шоу Андрея Малахова, а Диана появилась на «России» в передаче «Пусть говорят». И всё началось, как в первый раз, дровишек в информационный костёр подбросил один из защитников Семёнова, сказавший, что Диана была хорошо известной в родном Ульяновске несовершеннолетней проституткой. Миллионы людей снова приникли к федеральным замочным скважинам и начали смотреть, как телевидение перетряхивает чужое грязное бельё.

Социологи говорят, что стыд больше ничего не определяет, а человеческая жизнь превращается в шоу — телевидение серьёзно покалечило разделение на частную и публичную сферы, а Интернет это добил. История взлёта Дианы Шурыгиной отлично всё это иллюстрирует.

Но тут есть и другое: для того чтобы ухватиться за подвернувшуюся возможность и взлететь на медийной волне, нужны цепкость, хладнокровие и расчётливость. Девушка сумела поддержать случайно свалившуюся на неё известность, она ловко создавала новые информационные поводы, ей удалось превратить себя в бренд.

Диана Шурыгина идеальная героиня нашего времени, делающего сенсации из ничего, оделяющего славой тех, кто слова доброго не стоит. Труд и талант обесценились, в чести ловкость и изворотливость — и создающий героев телевизор. Ему нужны новые информационные поводы, делающие рейтинг истории, и он лепит героев из пустоты. Так прославилась Диана Шурыгина, девушка, распростившаяся с невинностью в пятнадцать лет, а в шестнадцать — то ли изнасилованная, то ли нет.

Вышесказанное — её единственная заслуга, но в наше время этого совершенно достаточно для того, чтобы прославиться.