Артистов обычно считают непрактичными, далёкими от реальной жизни, и это не имеет никакого отношения к реальности. Как правило, это очень здравомыслящие люди, рационально распоряжающиеся своими деньгами. И если бизнес обещает более высокий процент, чем депозит, они в него их и вкладывают.
Удавалось ли им стать миллиардерами? История такие случаи знает, но в России и ближнем зарубежье всё выглядит скромнее. Говорят, что есть бешено богатые актёры, не афиширующие своё состояние: одной народной артистке России якобы принадлежат чуть ли не все офисные помещения на Тверской, а один руководитель творческого союза успешно занимается строительным бизнесом. Но на поверхности другие имена. Самую яркую карьеру в бизнесе сделал племянник Олега Янковского, бывший артист Театра на Малой Бронной.
Игорь Янковский играл на Малой Бронной до 1992 года, в последнее время он приезжал в театр с телохранителями. В 1992 году он стал соучредителем и руководителем рекламной и коммуникационной компании «Максима», в 2004 году возглавил «Рекламный картель». Тогда же он стал президентом Ассоциации коммуникационных агентств. Сниматься Игорь Янковский, между тем, продолжал.
Кинопродюсер и певец Александр Куликов выступал с концертной группой «Чёрные береты», продюсировал телесериалы и фильмы. Его компании принадлежало 50 тысяч гектаров земли в Подмосковье, несколько отелей в Крыму и Сочи, агрохолдинг. 28 ноября 2016 года в Крыму Куликов полетел на вертолёте на съёмки нового клипа. Вертолёт разбился, и он погиб.
Виталий Новиков окончил Белорусский театрально-художественный институт, кафедру режиссуры, и стал одним из создателей белорусского КВН. Он привозил в Белоруссию российских артистов, стал одним из учредителей радиостанции «Юмор FM», занимался и другим бизнесом. В апреле 2016 года белорусские силовики задержали его как главу «группы лжепредпринимателей», помогавших бизнесменам уходить от налогов.
«Прохоровыми» и «дерипасками» подавшиеся в коммерцию актёры не стали, бизнес их знаменитых коллег зачастую выглядит убедительней и возникает легче. У знаменитостей есть большие связи, они идеальные лоббисты. Дирижёр и руководитель Мариинского театра Валерий Гергиев помог своему знакомому Вадиму Ванееву открыть предприятие по производству индейки «Евродон». В 2003 году на это потребовалось 6 миллиардов рублей, Гергиев познакомил Ванеева с руководством ВТБ и Внешэкономбанка, и те дали ему кредиты. Сейчас Гергиеву принадлежит 15 процентов акций «Евродона».
Алла Пугачёва начала заниматься бизнесом ещё во времена кооперативного движения, в 1988 году. Вместе со своим мужем Евгением Болдиным она создала продюсерский центр «Театр песни», поставивший на поток концерты молодых исполнителей, и производство маек и значков с атрибутикой Пугачёвой. Потом кинотеатр «Форум», который проекту выделило правительство Москвы, сгорел, Пугачёва и Болдин развелись. Болдин ушёл в другой проект, он контролировал солидную долю концертного рынка РФ, а Пугачёва показывала в России мюзикл «Чикаго» (затраты составили 5 миллионов долларов, мюзикл провалился), занималась духами, производством чипсов... Обувь под её брендом продаётся до сих пор. Принадлежащие ей полтора миллиона долларов сгорели в банке «Властелина» — но это не разорило Аллу Пугачёву. Стоимость принадлежащей ей недвижимости в России, Майями и Израиле, по самым приблизительным подсчётам, составляет порядка 20 миллионов долларов.
Филипп Киркоров владел несколькими магазинами одежды. В его бутиках можно было купить и эксклюзивные вещи, наряды, принадлежавшие ему, Леонтьеву, Стоцкой и другим звёздам (правами на бренд «Филипп Киркоров», между тем, обладает Алла Пугачёва). Цены в магазинах Киркорова были бешеными: экстравагантное пальто могло стоить больше 200 тысяч рублей, пиджак — около 100 тысяч. Кончилось это вполне предсказуемым образом: из торгового центра «Весна» вещи Киркорова переехали в сток-центр «Остатки сладки». Но при доходах порядка 7,6 миллиона долларов в год эта неудача не должна всерьёз подорвать благосостояние Киркорова.
Ксению Собчак можно рассматривать как идеально работающий бизнес-проект. В её судьбе всё очень рационально: от роли гламурной «светской дамы» до телевизионной карьеры. «Дом-2» взорвал телевидение и поднял рейтинги ТНТ на 64 процента. После этого зарплата ведущей достигла 50 тысяч долларов в месяц, а писатель Пелевин ввёл новое определение слова «ксенофоб» — ненавистник Ксении Собчак. Телевизионная популярность Собчак стремительно конвертировалась в новые гонорары и рекламные контракты. В 2002 году реклама молодёжной одежды марки Savage принесла ей 200 тысяч долларов, реклама «Евросети» в 2009 году — 880 тысяч долларов, в 2011-м она получила аванс в 500 тысяч долларов за автобиографию. Доля в ресторанах «Бублик» и «Твербуль» на этом фоне выглядит не очень значительно, заказы на ведение корпоративов наверняка приносили больше. В рейтинге звёзд Forbes за 2011 год Собчак заняла 8-е место с 2,8 миллиона долларов. Основную часть этих денег сделало телевидение, четверть — корпоративы.
Отечественные звёзды зарабатывают деньги по-разному. К театральным и киногонорарам добавляются деньги за рекламу, выступления на праздниках, за то, что они становятся лицом той или иной марки. Свои деньги знаменитости часто вкладывают без какой-либо бизнес-стратегии: у них есть занимающиеся предпринимательством знакомые, они обещают им хорошую маржу, к ним деньги и уходят. Часто это заканчивается печально: Владимир Этуш доверил свои 28 миллионов рублей старому другу семьи, и они испарились. Артисты и шоумены занимаются разными вещами (Эммануил Виторган, к примеру, владеет сетью химчисток), но у них есть одно стабильное пристрастие — звёзды очень любят вкладывать деньги в рестораны. Тут, впрочем, есть и ещё одно обстоятельство: профессионалов ресторанного бизнеса устраивает то, что раскрученное имя будет привлекать к ним посетителей.
До ухода на «Матч ТВ» основной доход Тине Канделаки приносило коммуникационное агентство «Апостол» (в 2016 году началось банкротство компании). При этом она стала совладелицей ресторана «Тинатин».
Александр Цекало и Иван Ургант открыли ресторан «The Сад». Цекало, к тому же, стал совладельцем ресторана «Chichibio & Александр Цекало». Ольга Слуцкер и Фёдор Бондарчук открыли кофейню «Булка». Кроме этого, Бондарчук являлся владельцем ресторанов «Vаниль» (вместе с группой компаний Аркадия Новикова), «Вертинский» (вместе с ресторатором Степаном Михалковым) и Bistrot (вместе с компанией «Ресторанный синдикат»). Владимир Познер на паях с братом обзавёлся в Москве рестораном «Жеральдин». Алсу на день рождения подарили ресторан «Киноплов». Олег Меньшиков открыл на Гоголевском бульваре ресторан сибирской кухни «Чемодан». Александру Розенбауму принадлежит сеть пивных «Толстый фраер».
Деньги любят популярность и узнаваемые лица, они охотно идут к знаменитостям. А об их отношении к бизнесу и деньгам лучше всего говорит старый, царских времён анекдот о двух нищих портных, русском и еврее. Русский на вопрос о том, что бы он делал, став царём, начал говорить о молочных реках и кисельных берегах. Еврей же ответил:
— А я бы ещё немножечко шил!