Один из любимейших актёров нашей страны Алексей Баталов умер ровно год назад, 15 июня 2017-го. Его помнят по гимнасту Тибулу из «Трёх толстяков», по Дмитрию из «Девяти дней одного года», а в его Гошу из оскароносного фильма «Москва слезам не верит» были влюблены все женщины.
Баталов — коренной человек МХТ, сын актёров этого театра. В их доме останавливалась Анна Ахматова, жила в его комнате. Он был полон историй о Художественном театре, наподобие такой:
... Десятилетиями во МХАТе на дверной притолоке перед выходом на сцену был прибит валенок. Причиной этому стал... рост Станиславского. Идёт на сцену загримированный, «зазернившийся» — и хлоп лбом о жёсткую притолоку! Чтобы больше не ударялся, валенок и прибили. Потом Станиславский ушёл, а валенок остался.
Кажется, Баталов — абсолютный носитель предельной доброжелательности и спокойствия. О том, каким Алексей Владимирович был на самом деле, приходилось только догадываться. Или восстанавливать картину по известным фактам. Тогда возникал другой Баталов — и это, видимо, был человек страстный, рисковый, а временами, пожалуй, и необузданный. Впервые он влюбился в 16 лет, и тогда же сделал предложение. После свадьбы молодые жили то у него, то в семье его юной жены. Разумеется, сохранить ту семью не удалось.
Цирковую наездницу Гитану Леонтенко Баталов полюбил с первого взгляда. Гитана — цыганка, и говорили, что у Баталова были большие проблемы с её роднёй.
Там, где нет достоверных данных, приходится обращаться к слухам. Судачили, что у безмерно обаятельного Баталова на закате лет были любовные похождения на стороне и он даже пытался уйти из семьи. В это трудно поверить — Алексей Владимирович только близкими и жил. Он трогательно заботился о больной ДЦП дочери, старался обеспечить её будущее.
Его детьми были и студенты: Баталов заведовал кафедрой во ВГИКе и всячески заботился о своих учениках. Был добрым, милым, бесконечно интеллигентным человеком. И все как-то забыли, что тяга к риску у него была в крови.
В 50-е годы МХАТ был главным театром страны, и Баталов, блестящий артист и потомственный «мхатчик», мог занять на этой сцене прекрасное положение. Он, однако, бросил театр и уехал на «Ленфильм», начал другую профессиональную жизнь. Пойти на такое способны немногие. Алексей Владимирович — как его Гоша из «Москва слезам не верит»: снаружи — мягкая ткань, внутри — огонь и сталь.