Президент Белоруссии Александр Лукашенко назвал действия России по закрытию ввоза некоторых категорий продуктов из Белоруссии санкциями. Его эмоциональное выступление на совещании с экономическим блоком правительства страны состоялось 11 апреля.
По словам президента Белоруссии, он ежедневно слышит о том, как основной торговый партнёр страны вводит всё больше ограничений.
Сами находятся под санкциями и осуждают это, и я тут их абсолютно поддерживаю. Но в то же время подобным оружием воюют против ближайших своих союзников, — подчеркнул Лукашенко. — <...>Потом то ли морковь, то ли салат, то ли уже огурцы не понравились. То ли у них подозрение есть, что мы что-то поставляем не оттуда. И каждый день происходит закрытие наших предприятий.
Александр Лукашенко упрекнул своё же собственное правительство в том, что оно якобы не видит ситуации с поставками на российский рынок.
Ладно, сегодня вице-премьер работает без году неделя, он ещё не успел разобраться. Но есть же и премьер, и первый вице-премьер, да и вы должны это видеть. Мы должны принимать соответствующие меры. Ну что мы всё время: нас бьют в левую щёку — мы подставляем правую. Разберитесь и доложите отдельно на следующей неделе, — потребовал президент.
Истерика белорусского лидера была резонансной. Российские СМИ не просто написали об этом — каждое да ещё и не по одному разу за утро, — но и обратились за комментариями в Россельхознадзор. Устав отвечать на один и тот же вопрос, ведомство в середине дня 11 апреля разместило дополнительный комментарий с пояснениями в отношении возникшей ситуации с белорусами. Акцент сделан на сходство плодоовощной продукции, поставляемой белорусами, и санкционных продуктов.
У Россельхознадзора есть все основания полагать, что Республика Беларусь сертифицирует санкционную продукцию под видом белорусской, — цитировал ранее News.ru сообщение ведомства. — Учитывая, что у Россельхознадзора отсутствует актуальная информация о белорусских предприятиях-производителях, объёмах производства и хранения, а также тот факт, что продукция, поставляемая из Республики Беларусь схожа с санкционной, Россельхознадзор и был вынужден ввести с 12 апреля 2019 года временные ограничения на поставки плодоовощной продукции (яблок и груш) из Республики Беларусь до урегулирования сложившейся ситуации.
Поводом для резких заявлений Александра Лукашенко стала очередная попытка российской стороны пресечь ввоз контрсанкционного товара под видом белорусского: 10 апреля ведомство запретило поставки яблок и груш из Беларуси, поскольку считает, что на самом деле вызревали эти плоды отнюдь не в Белоруссии. Руководитель Россельхознадзора Сергей Данкверт рассказал, что только за первую неделю апреля на границе зафиксировали 36 машин с грушами и яблоками без соответствующей документации. Весь этот груз ввезти на российскую территорию пытались незаконно.
Кроме машин без документов были задержаны ещё 66 грузовиков с той же продукцией, но снабжённой сертификатами фитосанитарной службы Белоруссии. Согласно сертификату, это фрукты местного происхождения. Сергей Данкверт однако напомнил, что в 2018 году белорусские коллеги заявляли, что «отечественные яблоки и груши у них закончились ещё в феврале».
Ранее, 8 апреля, Россельхознадзор сообщал о том, что в Псковской области, а конкретно в Себежском и Невельском районах, задержали семь грузовиков, прибывших из Беларуси в обход пропускных пунктов. Груз представлял собой около 90 тонн санкционных яблок и клубники, сообщили тогда в ведомстве.
События эти происходят вопреки всякой логике: Белоруссия только 1 апреля приняла решение об остановке сертификации плодоовощной продукции, идущей из третьих стран в Россию транзитом через республику. Вопрос этот обсуждался всё с тем же Россельхознадзором, и соответствующее сообщение было размещено на сайте ведомства. Уточнялось, что принятые меры затронут чёрный список продукции, а действовать ограничения будут лишь до момента проведения инспекцией мероприятий по подтверждению страны происхождения. При этом предполагалось, что импортные поставки растительной продукции, предназначенной для белорусского рынка, продолжатся. Однако искушение перепродать импортную продукцию в Россию всё же оказалось слишком велико.
Впрочем, не все согласны с тем, что продукция из Белоруссии — непременно контрабандная. Кирилл Коктыш, доцент кафедры политической теории МГИМО МИД России, говорит о разнице существующих мнений двух сторон.
Беларусь устойчиво и регулярно обвиняет того же Данкверта в том, что у него есть свой интерес в введении запретов на ввоз белорусской продукции, а российская сторона говорит, что эта продукция якобы не выращена в Белоруссии. У каждого своя правда, — высказался Коктыш.
На очереди — клубника и грибы
К сожалению, дело не ограничится на этот раз только яблоками и грушами. Под прицелом у Россельхознадзора ещё три товарные позиции — это пекинская капуста, клубника и грибы. Глава Россельхознадзора рассказал, что идёт дальнейшее изучение нехарактерной для белорусов позиции. Например, по данным ведомства, объём шампиньонов, поставляемых из Белоруссии в Россию, вдвое превышает официально зарегистрированный уровень.
Ситуацию с шампиньонами по просьбе News.ru прокомментировал глава Союза производителей грибов России Анатолий Фирсов.
В июле 2018 года на территории России остановили машину с белорусскими грибами и обнаружили в ней четыре ящика с польской маркировкой. После чего был введён запрет на ввоз грибов из Белоруссии. Но контрабандный провоз продолжился — машины с грибами пошли в обход пропускных пунктов, через лес, — рассказал Фирсов. — Белорусы фактически производят 19 кг шампиньонов с квадратного метра защищённого грунта, а по бумагам — уже 46 кг. И эти лишние килограммы — продукция из Польши. И мы, Союз производителей грибов, жаловались на белорусов: писали об этом и Данкверту, и на прямую линию с президентом.
Он рассказал News.ru, что белорусская тара (клеймёные пустые ящики) поступает в Польшу, поляки заполняют её, и под видом белорусского товара эти грибы уже поступают на рынок России. Фактически это скрытая контрабанда, считает Анатолий Фирсов.
Польские грибы, поступившие из Белоруссии, обрушивают наш рынок, не дают развиваться российскому производителю, — говорит Фирсов. — Их сбрасывают на рынок за бесценок, и наши производители остаются в дураках.
Анатолий Фирсов рассказал, что 11 апреля представители возглавляемого им Союза производителей грибов отвезли Алексею Гордееву, зампредседателя правительства РФ по вопросам агропромышленного комплекса, письмо, в котором они просят защитить их от недобросовестной конкуренции.
Минск не раз высказывал претензии к России по вопросу запретов на ту или иную продукцию, ввозимую с территории Республики Беларусь на российский рынок. Лукашенко убеждён, что Россия своими действиями вынуждает белорусов к активному сотрудничеству с Западом. Сами же белорусы, с точки зрения их лидера, ведут себя благородно. Во всяком случае, Белоруссия не стала перекрывать для ремонта нефтепровод и нефтепродуктопровод, понимая, что тем самым она нанесёт ущерб российскому экспорту.
Мы понимали, что это нанесёт ущерб Российской Федерации. И тогда я поручил работать в аварийном порядке, но не перекрывать эти дороги, по которым транспортируется главный экспортный продукт Российской Федерации — нефть, — пояснил Лукашенко.
Ситуация с Роспотребнадзором заставила Александра Лукашенко вспомнить о том, что вопрос с ремонтом нефтепровода актуален для страны и сегодня. Он поручил вице-премьеру Игорю Ляшенко решить данную проблему в соответствии с белорусскими интересами.
Если нужно поставить на ремонт нефтепроводы и нефтепродуктопроводы, которые идут через Белоруссию, ставьте и ремонтируйте. Потому что то добро, которое мы делаем для Российской Федерации, оно нам оборачивается постоянно злом. Там уже обнаглели до такой степени, что начинают нам выкручивать руки, — резюмировал белорусский лидер.
Дело не стали откладывать в долгий ящик: на совещании президента Лукашенко с экономическим блоком правительства 11 апреля был поднят вопрос регламентного ремонтного обслуживания нефтепровода, по которому через Беларусь осуществляются поставки российской нефти.
Действующий нефтепровод, который проходит по территории Беларуси, функционирует, но нуждается в дополнительном регламентном обслуживании, потому что эксплуатируется длительное время. Были определённые выводы наших инженеров и технических сотрудников, что этот нефтепровод необходимо было закрыть на регламентные ремонтные работы ещё полтора года назад, — приводит БелТА слова вице-премьера Игорь Петришенко, выступившего перед журналистами после заседания.
Вице-премьер подчеркнул, что возможности реализовать и обеспечить техническое обслуживание нефтепровода без того, чтобы либо ограничить, либо полностью перекрыть транспортировку по ним, невозможно. Выводы о сроках, на которые может замереть транспорт нефти и нефтепродуктов, должны сделать инженеры и технические работники, которые занимаются эксплуатацией трубопровода.
В зависимости от того, какие элементы, узлы, агрегаты необходимо обслужить, — отметил Петришенко. — Специалисты должны провести активные консультации для того, чтобы нефтепровод функционировал не в ущерб природе нашей страны и все законтрактованные поставки были осуществлены.
Андрей Суздальцев, заместитель декана факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ, считает тем не менее, что сегодняшние заявления относительно ремонта нефтепровода — пустые угрозы.
Лукашенко постоянно обижается на Россию. Мало поставили, мало кормили, мало дали денег, кредиты даём дорогие. При этом он, очевидно, забыл, что в 2014 году публично обещал, что не допустит доступа на российский рынок санкционной продукции, потому что у нас Союзное государство — не экономическая интеграция, а политическая. Естественно, ничего из обещанного не было сделано, — говорит эксперт. — Угрозы Лукашенко — пустые разговоры. Ничего он сделать не может. Иначе будут приняты очень жёсткие меры против него и дело закончится очень плохо. Традиционно, когда возникают проблемы, он начинает кричать про транзит. То же самое делает Украина. История одна и та же.
Политолог Кирилл Коктыш, комментируя заявление о ремонте нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, припомнил, что аналогичная ситуация уже была в истории российско-белорусских отношений. Речь идёт о том, что 17 июля 2009 года по требованию белорусов была приостановлена работа нефтепровода «Унеча — Вентспилс». В качестве обоснования было сказано, что проверка выявила большое количество дефектов нефтепродуктопровода, которые следует быстро устранить.
Трубопровод, действительно, эксплуатируется уже 40 лет, и в период с марта 2007 по февраль 2008 года произошло две утечки нефтепродуктов. Тогда компания «Транснефтепродукт» выплатила Белоруссии компенсацию за нанесённый ущерб, но сумма не удовлетворила белорусскую сторону. СМИ однако обратили внимание на то, что остановка магистрали на ремонт подозрительным образом совпала с запретом Роспотребнадзора на поставки мяса с двух белорусских заводов.
Мы на самом деле не знаем, что происходит в кулуарах. Сложно судить о том, какие ответные шаги будут приняты. Дело в том, что коммуникации Александра Лукашенко с Владимиром Путиным гораздо лучше, чем его коммуникации с российским правительством. И в этом плане я бы расценивал заявление Лукашенко как обращение к Путину, чтобы Путин услышал. Участие в переговорах с российским правительством часто сопровождается конфликтами, а вот путинское участие как раз такие конфликты снимает. Это происходит потому, что правительство исходит из монетарных соображений, а Путин — из стратегических, — считает политолог.
Кирилл Коктыш особо отметил, что снятие напряжённости при переговорах с участием Владимира Путина далеко не всегда означает принятие белорусских условий и наоборот — снятие конфликта не означало односторонних уступок. Всегда находилась формула, которая устраивает обе стороны, заключил политолог.