Новый президент Украины с ходу приговорил прежнюю Раду, объявив об её роспуске ещё до того, как депутаты получили на руки официальное постановление и до проведения консультаций с фракциями, что требовалось сделать хотя бы просто из соображений политкорректности. Судя по всему, тезис о том, что правящая парламентская коалиция де-факто развалилась ещё два месяца назад, нельзя будет опровергнуть даже в суде. А, значит, начинается отсчёт шестидесяти дней, отведённых на предвыборную борьбу.
Изначально все соцопросы выводили в новую Раду четыре партии, способные преодолеть пятипроцентный барьер: «Слуга народа» Владимира Зеленского, Блок Петра Порошенко, «Батьковщина» Юлии Тимошенко и «За жизнь» Юрия Бойко. Известно, что по спискам в парламент проходит 225 депутатов, ещё 200 — одномандатники.
Понятно, что самый высокий рейтинг, порядка тридцати процентов, был у аморфной группировки избранного президента. Ясно, почему Зеленский поспешил с роспуском Рады, стремясь и на парламентских выборах оседлать волну, которая привела его к власти. Пока он ещё не совершил системных ошибок. Однако, учитывая, что Владимир Зеленский так и не представил ни свою команду, с которой готов управлять страной, ни даже не назначил главу своей администрации, то с формированием и понятного списка «слуг народа» будет немалая проблема.
{{photo-big-2b5f3c56-7bb8-11e9-a279-fa163e074e61}}
Не меньшей загадкой остаётся и реальная программа партийного лидера, который строил свою президентскую стратегию на противостоянии старой власти. И голосовали многие не столько за него, сколько против поднадоевшего Порошенко. Теперь каждый за себя. И Зеленский становится главной целью нападок и критики конкурирующих партий. К тому же партийные расклады вновь подтвердят географическое разделение Украины. На юго-востоке страны неплохие шансы сформировать в Раде свою представительную фракцию имеет Юрий Бойко с его объединением «За жизнь». Естественно, Бойко в широком смысле не является пророссийским политиком, но ментально он свой для региона. А потому те земляки, что голосовали прежде за Зеленского из чисто прагматических соображений, чтобы закрыть путь Порошенко, теперь могут сосредоточиться на более близких политических силах.
Однако местная юго-восточная мозаика может оказаться куда изощрённее. Во всяком случае влиятельные мэры Харькова и Одессы заговорили о создании своей партии. Кстати, харьковский мэр, неубиваемый врагами Геннадий Кернес, решительно выступил и против жёсткого закона о госязыке, и даже против издержек декоммунизации, в частности, он — за возвращение городскому проспекту имени Георгия Жукова. Многие восприняли это как некий конъюнктурный популизм. Но, а на чём обычно и строятся избирательные кампании?
{{photo-big-d4bbeeb6-7bb8-11e9-93ff-fa163e074e61}}
В случае, если мэры действительно срочно создадут свою партию, то расклады в наименее украинизированных регионах станут ещё более непредсказуемыми. Особенно, если, как надеется лидер левых Пётр Симоненко, новый президент снимет табу и с участия в выборах коммунистов.
Ещё недавно участие Юлии Тимошенко в президентской гонке несколько свысока именовали «последним шансом бабушки». Между тем, уже есть прогнозы о том, что в будущей Раде именно Тимошенко, не вызывающая аллергии не только в разных частях Украины, в европейских столицах, но и в Москве, могла бы стать спикером нового парламента. Да и в первом туре президентских выборов Тимошенко уступила Порошенко совсем немного. Так что результат, близкий к 10–12 процентам, а значит, и её весомое положение в новой Раде вполне возможны.
Президентская гонка вообще использовалась большинством её участников исключительно с прицелом на будущие неизбежные парламентские баталии, используя официальные медийные возможности для дополнительной собственной раскрутки. И даже неудачник Пётр Порошенко, «выигравший» во втором туре у Зеленского только Львовскую область, недаром постоянно говорит о своём намерении и дальше оставаться в политике. Порошенко ведь не только объединил свой ядерный электорат, который его не сдал, но обозначил себя, как серьёзного игрока, не только на западе страны, но частично в центре и в Киеве.
К тому же считается, что вступающий в активную политику рокер Святослав Вакарчук с его «Голосом» является в чём-то вроде тайной реинкарнации самого Порошенко. В его лице недавний президент в чём-то подстраховывается. Впрочем, пока рейтинг Вакарчука в пределах статистической погрешности.
Есть ещё Анатолий Гриценко с его «Гражданской позицией», преодолевший на президентских выборах тот самый пятипроцентный рубеж. Некоторые видят в нём соперника Порошенко, поскольку-де они окучивают примерно одну и ту же электоральную поляну. Мол, Порошенко не успел его «зачистить» в отличие от других идеологически близких соратников. Однако в условиях цейтнота возможно и их сближение.
В целом же, внеочередные выборы, конечно, не прибавляют стране политической стабильности. А если Владимиру Зеленскому не удастся сформировать лояльное себе и своим планам устойчивое парламентское большинство, и начнётся перетягивание каната между двумя ветвями власти, то речь вообще может пойти о затяжном политическом кризисе в стране. Тем более, что ревнивые традиционные лидеры постепенно приходят в себя и готовы активно вставлять палки в колёса Зеленскому. Недаром активисты, собранные экс-президентом на митинг-прощание, требовали его возвращения к власти уже через год.
К слову, и фраза, которой пока ещё спикер Андрей Порубий закрыл заседании Рады, посвящённое инаугурации Зеленского, прозвучала зловеще: «Спасибо. Было весело». Как говорится, хорошо смеётся тот...