Президент Молдавии Майя Санду не сумела выиграть в первом туре прошедших в воскресенье выборов главы государства. Предварительные итоги референдума о присоединении к Евросоюзу тоже показывают отсутствие поддержки евроинтеграции в стране. Может ли во втором туре выборов победить пророссийский кандидат и о чем свидетельствуют итоги референдума о вступлении в Евросоюз, разбирался NEWS.ru.
20 октября в Молдавии прошли выборы президента страны и референдум о вступлении в Евросоюз. По итогам подсчета 100% бюллетеней за вступление в ЕС высказались 50,39% проголосовавших, против — 49,61%.
На выборах главы республики после подсчета 100% протоколов у действующего президента Майи Санду 42,45% голосов, у ее ближайшего оппонента — бывшего генпрокурора Александра Стояногло — 25,98%. Если ни один из кандидатов не наберет 50%, будет объявлен второй тур.
При этом в Гагаузской автономии евроинтеграцию поддержали лишь чуть больше 5% жителей, а Санду — порядка 3%, в то время как за Стояногло отдала свои голоса почти половина проголосовавших. Граждане Молдавии из Приднестровья в своем большинстве также высказались против присоединения к ЕС (почти 70%). На выборах президента там тоже лидирует бывший генпрокурор.
До начала голосования Санду считалась бесспорным фаворитом президентской гонки. «Я не считаю, что у нынешнего президента Майи Санду есть соперники, которые могли бы навязать ей серьезную конкуренцию на выборах. У нее самые большие шансы на победу», — рассказывала NEWS.ru ведущий научный сотрудник ИНИОН РАН Татьяна Биткова.
В ходе голосования 20 октября оппозиция неоднократно обвиняла власти в фальсификациях. Так, лидер Партии социалистов Игорь Додон, которая поддержала Стояногло, заявил, что «беспрецедентные нарушения происходят с молчаливой подачи „западных партнеров“».
Такое же мнение высказывал лидер оппозиционного блока «Победа» Илан Шор, который заявил, что Санду совершает преступление, «натягивая проценты» на референдуме и выборах в стране.
Тем не менее после обработки почти всех бюллетеней на выборах президента стало очевидно, что победить в первом туре Санду не удалось.
Это дало ей повод уже самой обвинить политических оппонентов в «атаке на демократию». По ее словам, некие «преступные группировки, работающие совместно с иностранными силами», атаковали граждан Молдавии «десятками миллионов евро, ложью и пропагандой».
«У нас есть четкие доказательства того, что эти преступные группировки намеревались купить триста тысяч голосов», — заявила Санду на брифинге в ночь на понедельник.
Санду имела в виду не только неприятные, хоть и некритичные для нее результаты выборов президента, но и катастрофические цифры голосования по вступлению в Евросоюз. Всю ночь после плебисцита, по данным молдавской ЦИК, лидировали противники евроинтеграции, счет в их пользу был примерно 60 на 40. Лишь к утру, когда были подсчитаны бюллетени граждан Молдавии, которые голосовали за рубежом, прежде всего как раз в странах Европы, ситуация переломилась и сторонники евроинтеграции вырвались вперед. Правда, их преимущество составило менее процента.
Формально противники евроинтеграции проиграют, а сторонники выиграют с минимальным отрывом, отметил в беседе с NEWS.ru директор Института эффективной политики Виталий Андриевский.
«В результате в Конституции Молдавии будет прописано стремление народа к евроинтеграции. В целом это можно считать победой тех, кто стремится на Запад, потому что пройдет какое-то время и о процентах уже никто не вспомнит», — сказал он.
Но фактически те, кто реально живет в стране, проголосовали против Евросоюза. При этом, пишут молдавские СМИ, Кишинев фактически проигнорировал мнение тех граждан Молдавии, которые живут и работают в России. Таких насчитывается порядка 200 тыс. человек, однако для них было организовано всего два участка для голосования. По мнению главы Центризбиркома России Эллы Памфиловой, Кишинев попытался провести избирателей в России словно сквозь «игольное ушко».
«Это действительно раскол в обществе, который говорит, что половина населения, причем находящаяся именно на территории Молдавии, настроены против европейской интеграции. Это означает, что власть идеологически проиграла и не смогла доказать пользу европейской интеграции», — добавил Андриевский.
Результаты выборов президента Молдавии показывают, что в стране довольно много противников действующего президента Майи Санду, заявил пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков. По его словам, сами выборы не могут считаться свободными.
«В условиях даже такой несвободной избирательной кампании мы видим, как много людей не являются сторонниками Санду», — подчеркнул Песков.
По его словам, Санду должна предъявить подтверждение вмешательства «преступных группировок» в республиканские выборы.
«Это достаточно серьезное обвинение этих самых „преступных группировок“, должны быть представлены какие-то доказательства общественности», — добавил официальный представитель Кремля.
На референдуме по евроинтеграции в Молдавии имел место «массовый вброс бюллетеней», заявил политолог Сергей Марков. По его данным, среди последних подсчитанных бюллетеней почти 100% оказались за евроинтеграцию.
«Есть люди, которые в это поверят? На самом деле, конечно, идет массовый вброс фальшивых бюллетеней. Все наблюдатели от Совета Европы закрывают глаза на фальсификации?» — возмутился он.
Скептически результаты референдума оценили и в Грузии, где на этой неделе пройдут выборы в парламент, от результатов которых будут зависеть перспективы вступления страны в Евросоюз.
«Результат референдума в Молдавии, где половина населения выступила против евроинтеграции, показал, что бывает, когда врешь населению от имени Европы», — заявил исполнительный секретарь правящей партии «Грузинская мечта — Демократическая Грузия» Мамука Мдинарадзе.
По мнению директора Международного института новейших государств Алексея Мартынова, референдум о евроинтеграции был всего лишь политтехнологической уловкой, он понадобился Санду, чтобы поднять явку на выборы и ей самой — результат рейтингов.
«Цель была — в медийном и молдавском и европейском пространстве уравнять результат референдума с результатом Санду. Но это сыграло с ними злую шутку. Еле-еле в результате им удалось натянуть положительное для них значение: там 50,8 за. Технологи Санду обещали Урсуле фон дер Ляйен, что будет за, вот они за и натянули, но выглядит это смешно. Потому что практически половина на половину, где лишь меньше одного процента побеждает за европейский путь. Это смешно», — отметил Мартынов в беседе с NEWS.ru.
Считать соперника Санду Александра Стояногло, которого поддерживает Партия социалистов Игоря Додона, пророссийским кандидатом на молдавских выборах нельзя, уверен Мартынов.
«По результатам первого тура на второй тур на выборах президента Молдавии проходят два человека с паспортами другой страны. Первый — это действующая президент, а второй — это экс-прокурор. Но оба они — граждане Румынии», — указал он.
По его мнению, именно благодаря усилиям молдавских якобы пророссийских политиков, призывавших своих сторонников не участвовать в референдуме, Санду смогла получить желаемый результат.
«Явку на референдум они, конечно, снизили, но при этом абсолютное большинство не пришедших на него были как раз против европейского пути. И если бы они проголосовали, то Санду не смогла бы натянуть себе победу», — заключил эксперт.
Второй тур президентских выборов в Молдавии должен пройти 3 ноября.
Читайте также
Молдавия развалится, Россия заберёт Приднестровье? Санду доиграется с ЕС
Памфилова оценила действия властей Молдавии на выборах в РФ
В Молдавии назвали разгромом Санду предварительные результаты референдума
Раскрыто число сторонников и противников евроинтеграции Молдавии