Оппозиционные фракции Армении на днях единогласно избрали Вардана Гукасяна мэром Гюмри — второго по величине города в стране, в котором расположена российская военная база. Гукасян выступает за создание союзного государства с Россией и собирается в 2026 году побороться за пост премьер-министра Армении, несмотря на слухи о своем возможном аресте по инициативе нынешнего главы правительства Никола Пашиняна. Какие задачи ставит перед собой Гукасян, как видит настоящее и будущее своей страны, он рассказал в эксклюзивном интервью NEWS.ru — первом после официального вступления в должность 19 апреля.
— Вардан Николаевич, ранее вы заявили, что вам предстоит трудная и тяжелая работа на новом посту. Вы также говорили, что с радостью занялись бы другим делом, но ситуация в стране и городе «не позволяет вам оставаться безразличным». Скажите, пожалуйста, о чем именно вы говорили?
— Эти проблемы очевидны. Сегодня Ширакская область (на северо-западе Армении, административный центр — Гюмри. — NEWS.ru) считается одним из самых бедных регионов республики. В Гюмри до сих пор есть семьи, которые живут во временных постройках, возведенных после катастрофического землетрясения 1988 года! Уровень безработицы остается критически высоким. И это лишь малая часть тех проблем, с которыми сталкивается наш регион.
На общенациональном уровне ситуация еще более тревожная: подорванная система безопасности, более 120 тысяч беженцев, ухудшившиеся отношения с нашим стратегическим союзником — Российской Федерацией. И это тоже лишь верхушка айсберга.
Как я, будучи армянином, могу оставаться равнодушным, видя всё это? Никак. Поэтому я, опираясь на многолетний опыт работы, принял решение вновь взять на себя ответственность за управление родным городом (Гукасян был мэром Гюмри в 1999–2012 годах. — NEWS.ru). Разумеется, любая ответственная миссия сопряжена с вызовами и трудностями. Но я твердо верю, что у нас все получится и мы последовательно реализуем все пункты нашей программы.
— Как народ ощущает эти проблемы? Ведь в свои лучшие времена партия Пашиняна без проблем набирала в Гюмри большинство голосов и одерживала уверенную победу...
— Позвольте внести одно уточнение: с 2018 года партия «Гражданский договор» ни разу не одерживала победу в Гюмри. Другое дело, что с помощью различных инструментов власть была фактически присвоена. Что касается выбора граждан — все предельно ясно. Люди видят, что происходит со страной и в каком направлении ее ведет нынешняя власть.
— Ранее вы говорили о необходимости создания союзного с Россией государства по типу уже существующего союза между РФ и Белоруссией. Как, по вашему мнению, этого можно добиться?
— Абсолютно поддерживаю идею интеграции Армении в союзное государство с Россией. Кстати, это для меня не новая позиция — еще в 1997–1998 годах я активно помогал Коммунистической партии Армении, когда она собрала 1,2 млн подписей в поддержку этой инициативы.
Получается интересная ситуация: когда кто-то говорит о союзном государстве с Россией, его обвиняют в посягательстве на суверенитет республики. Но когда речь заходит о вступлении в ЕС — таких обвинений не возникает.
Критики нашей инициативы просто не владеют информацией. Устав Союзного государства четко прописывает, что каждая страна-участник сохраняет свой суверенитет. Белоруссия — яркий тому пример. Советую ознакомиться с этим документом, прежде чем делать поспешные выводы.
Здесь нет и не может быть никакой угрозы суверенитету. Армения в таком случае продолжит существовать в рамках своей конституции, со своим гербом, гимном и прочими государственными символами. Но самое важное — мы приобретем безопасность, которая в сегодняшнем мире является фундаментом всего. Армянский народ всегда расцветал в тесных братских связях с Россией, золотой век Советской Армении — ярчайшее доказательство этому.
Необразованные люди утверждают, что СССР якобы оккупировал Армению, якобы республика тогда не имела суверенитета. Но где вы видели, чтобы оккупант расширял территории, строил заводы и научные институты, обеспечивал население бесплатным высшим образованием и развивал культуру? В 1991 году, в год распада Советского Союза, население Армении составляло около 3,5 млн человек. А теперь, спустя 30 лет так называемой независимости, нас осталось почти в два раза меньше. Кто ответит за это?
Присоединившись к Союзному государству, Армения станет частью российской ядерной оборонной программы и вместе с тем приобретет гарантии безопасности и стабильности. Не говоря уже о возможностях для экономического роста и развития других важнейших сфер. Армения сегодня находится в таком положении, что ей жизненно необходим прочный и стабильный мир, который станет ее спасением. Только обеспечив безопасность нашей страны, мы сможем развивать экономику.
— Планируете ли вы обсуждать этот вопрос с российской стороной?
— Не будем забегать вперед — всему свое время. Что касается наших обсуждений с российскими партнерами — они касаются не только этого вопроса, но и множества других ключевых направлений, которые требуют совместной работы для поиска решений.
— Как вы намерены строить отношения с российскими военнослужащими на 102-й военной базе?
— На базе работают многие жители Гюмри. Наши отношения с российскими военнослужащими остаются теплыми и продуктивными — они имеют долгую историю. В свое время мы восстановили мемориал «Холм Чести» (расположенное в Гюмри захоронение офицеров Российской императорской армии, павших в русско-турецких войнах. — NEWS.ru). По моей личной инициативе началось восстановление храма Святой Александры, находящегося на территории 102-й военной базы.
Этот благородный труд вскоре получил поддержку со стороны руководства Ульяновской области, а в его успешном завершении неоценимую роль сыграло Министерство обороны России. Так что основа крепкая, и сегодня важно углублять наше сотрудничество, сделать его еще более эффективным.
— Вардан Николаевич, ранее вы также не исключали, что можете выставить свою кандидатуру на пост премьера Армении в 2026 году. Какие задачи вы собираетесь решать в первую очередь в случае вашего избрания?
— Жители Гюмри вновь выразили мне свое доверие, и моя первоочередная задача на настоящий момент — его оправдать. Люди должны чувствовать себя в безопасности, знать, что их интересы защищены. Именно в этом и заключается суть настоящего народного лидера — быть рядом с каждым, решать повседневные вопросы и помогать.
У нас уже есть продуманная программа, охватывающая все направления — от социальной сферы до возрождения местной промышленности. Работы предстоит много, но мы готовы к ней.
— Какие у вас планы на ближайшее время?
— На данном этапе нашей главной задачей является восстановление промышленного, а в перспективе — и наукоемкого потенциала Гюмри. Еще до выборов у нас были достигнуты важные договоренности с российскими партнерами по строительству в Гюмри заводов, современной больницы и других инфраструктурных объектов. Теперь, когда выборы прошли, мы должны незамедлительно перейти к реализации этих планов.
В сфере легкой промышленности мы способны добиться серьезных результатов уже сегодня. В частности, это касается производства и переработки молочной продукции, текстильной отрасли — особенно трикотажа и чулочно-носочных изделий, а также других направлений.
Кроме того, нам необходимо построить для города современную больницу. В этом проекте также будут участвовать наши российские коллеги — в том числе врачи, которые приедут сюда работать.
— Армянские СМИ сообщали, что Пашинян решил вас арестовать после победы в Гюмри. Как вы можете это прокомментировать?
— Хочу сказать одно: я не совершал никаких преступлений, за которые меня можно было бы арестовать. Так что речь идет исключительно о политическом преследовании. Я ареста не боюсь. Если бы боялся, то не участвовал бы в выборах. Наше дело правое!
Читайте также:
Партия Пашиняна теряет власть в Армении: что это значит для России
Новый посол Армении в Москве Арсенян: кто такой, как изменит отношения с РФ
«России он это сказать боится»: почему Пашинян сильно ненавидит Лукашенко
Армянская игрушка Сороса сломалась: Трамп толкнул Пашиняна в объятия Москвы
Пашиняна поматросят и бросят. Почему Армению никогда не возьмут в Евросоюз