2 апреля 1997 года Борис Ельцин и Александр Лукашенко подписали Договор о Союзе Белоруссии и России — объединении, которое несмотря на ряд соглашений, по-прежнему существует лишь на бумаге. С тех пор этот день отмечается как День единения народов двух стран.
Лидеры России и Белоруссии поздравили друг друга с праздником. Владимир Путин высоко оценил уровень союзнических связей между странами. Российский президент отметил, что за прошедший с момента подписания Договора о создании Союзного государства период РФ и Белоруссия значительно продвинулись по пути взаимовыгодного сотрудничества и интеграции. Помимо этого он обратил внимание на реализацию масштабных совместных проектов в торгово-экономической, гуманитарной, научно-технической и других отраслях, а также на расширение межрегионального взаимодействия.
Лукашенко же в своём поздравлении отметил, что в силу международной обстановки перед странами стоит стратегическая задача дальнейшего укрепления Союзного государства «с учётом национальных приоритетов и принципов равноправия». По словам белорусского лидера, договор о создании Союзного государства объединил на постсоветском пространстве ближайших партнёров и добрых соседей, а это залог жизненной силы и огромного потенциала двусторонней интеграции.
История создания единого Союзного государства началась ещё при первом российском президенте Борисе Ельцине. Возможности для объединения появились после 1994 года, когда на первых выборах главы независимой Белоруссии одержал победу Лукашенко. Заняв высший государственный пост, он предпринял решительные шаги по интеграции с РФ. В стране состоялся референдум, по итогам которого русский язык получил статус государственного, а государственный флаг сменился на полотнище, напоминающее стяг Белорусской Советской Социалистической Республики.
Однако реальная ситуация оказалось не совсем такой, как ожидали политики. Согласно договору о создании Союзного государства, интеграция двух стран должна быть максимально широкой. Но несмотря на то, что после подписания первых документов прошёл уже не один десяток лет, реализовать удалось до сих пор не всё.
Из тех органов управления, которые предписывает договор, на сегодняшний день функционируют Высший государственный совет, Совет министров и Постоянный комитет Союзного государства. А вот принятия общей конституции и создания единого суда объединения, в который должны входить девять судей, так и не произошло. Также в Союзном государстве не появилась и единая валюта, хоть и этот вопрос поднимался неоднократно.
По замыслу Союзное государство должно проводить согласованную внешнюю политику. Однако, как показывает практика, этот пункт выполняется не всегда. Белоруссия, к примеру, не признала воссоединение Крыма с Россией.
Несмотря на то что народы России и Белоруссии позиционируются как братские, они неоднозначно оценивают идею об объединении стран. 48% опрошенных ВЦИОМом россиян высказались против объединения с Белоруссией, однако предложили поддерживать дружеские отношения. 51% россиян в 2019 году впервые услышали о том, что страны договорились о создании Союзного государства. При этом 30% респондентов назвали отношения между братскими народами нормальными, а 22% опрошенных россиян считают, что Россия и Белоруссия дружат. Ещё 15% увидели «прохладу» в отношениях Москвы и Минска. Кроме того, 1% россиян заявил о враждебности между странами, передают «Известия». Между тем, согласно проведённому в 2017 году опросу Белорусской аналитической мастерской (Варшава), 72,7% белорусов считают, что «Белоруссия и Россия должны быть независимыми, но дружественными странами — с открытыми границами, без виз и таможен».
Комментируя результаты опроса, проведённого в РФ, руководитель практики политического анализа и консультирования ВЦИОМа Михаил Мамонов заявил, что россияне хорошо относятся к братскому народу, однако реализация идеи объединения государств вызывает настороженность. Причина, по его мнению, кроется в страхе того, что такое решение может привести к неоднозначным последствиям для экономики России.
С одной стороны, гораздо выгоднее и понятнее взаимодействовать и дружить, не объединяясь в коммунальную квартиру. Понятно, что какие-то государственные структуры должны быть, которые будут координировать взаимодействие российского и белорусского государств — и такая координация существует, хоть она и не особо формализована. А что касается слияния стран в единое государство, тут не очень понятно, зачем это нужно. Этот вопрос очень деликатный. Та степень взаимодействия, которая существует на сегодняшний день, удобна и комфортна. Начнём с того, что и для российского и для белорусского бизнеса существуют немного различающиеся законодательные режимы. И это удобно, так как можно выбирать тот, который удобнее именно для твоей специфики. Разнообразие позволяет гораздо более интересно развиваться и достигать гораздо больших результатов. От разнообразия также зависит и экономическое процветание.