Кандидат от партии власти, ставленник ушедшего в отставку, но сохранившего статус Елбасы экс-президента Казахстана Нурсултана Назарбаева отказался участвовать в публичных предвыборных теледебатах. Подобным образом избегал вступать в публичные дискуссии с конкурентами на телевидении российский президент Владимир Путин — во время предвыборной кампании 2018-го года. Однако в случае с Казахстаном сам факт проведения публичных теледебатов и присутствие на них представителей оппозиции уже говорит о развитии демократии в республике.
Президентские выборы в Республике Казахстан должны состояться 9 июня 2019 года. Сейчас предвыборная гонка вступила в решающую фазу — вечером 29 мая состоялись первые теледебаты основных претендентов на президентское кресло. Полуторачасовая дискуссия транслировалась в прямом эфире телеканала «Хабар», её посмотрели миллионы зрителей. На организацию прений было потрачено 41 млн тенге (около $107 625).
Ранее в Центризбиркоме настояли на том, чтобы дебаты прошли именно в формате телевизионной дискуссии, а не на стадионе — как это сделали во время предвыборной гонки на Украине ключевые претенденты на президентское кресло Пётр Порошенко и Владимир Зеленский. Таким образом, по мнению казахстанской ЦИК, удалось добиться соответствия формата предвыборных теледебатов «международным стандартам».
На стадионе устраивать, на боксёрском ринге, потом на лыжной трассе — это не нужно. Дискуссия — это политический вопрос, и она должна проводиться в установленных формах, — заявлял в апреле в интервью изданию NUR.kz председатель казахстанской ЦИК Берик Имашев.
В итоге мероприятие действительно мало походило на яркую дискуссию между Порошенко и Зеленским и, как отметила в своём Twitter работающая в Казахстане американская журналистка Джоанна Лиллис, носило вялый и «летаргический характер». На дебаты явились лишь четверо из семи зарегистрированных кандидатов.
Действующего президента Казахстана, кандидата от правящей партии «Нур Отан» Касым-Жомарта Токаева представлял член партии и депутат Мажилиса (парламента Республики Казахстан) Маулен Ашимбаев, а кандидата от оппозиционной партии «Ак Жол» Данию Еспаеву — председатель партии Азат Перуашев.
Представители Еспаевой сослались на жёсткий график встреч с избирателями, не позволяющий самой претендентке на пост главы РК принять участие в дебатах. В штабе Токаева заявили, что кандидат от партии власти решил «ограничить своё участие в предвыборной агитации», не объяснив при этом, чем вызвано это решение. Уже в студии стало известно, что на теледебаты по неизвестной причине не явился кандидат от партии «Ауыл» Толеутай Рахимбеков — его представлял председатель «Ауыл» Али Бектаев.
В общем, предвыборные трёхраундовые дебаты в Казахстане прошли без участия явного фаворита — фактически так же, как в 2018 году в России состоялись телевизионные прения без Владимира Путина. При этом в дискуссии там приняли участие кандидат от Коммунистической народной партии Казахстана Жамбыл Ахметбеков, кандидат от общественного движения «Улт тагдыры», в недавнем прошлом один из активных критиков режима Нурсултана Назарбаева — Амиржан Косанов, выдвинутый Федерацией профсоюзов Казахстана Амангельды Таспихов, а также представитель республиканского движения «Улы дала қырандары» Садыбек Тугел.
Выступления кандидатов, по мнению наблюдателей, мало отличались одно от другого — так, представитель Токаева пообещал «обеспечить преемственность власти и повысить благосостояние казахстанцев».
Представитель Рахимбекова — уделить особое внимание развитию сельского хозяйства страны.
Народный коммунист Жамбыл Ахметбеков — вернуть в страну беглых олигархов.
Садыбек Тугел пришёл на дискуссию в чапане (традиционный казахский кафтан) и с камчой (плёткой) в руках и пообещал вернуть вывезенные за рубеж «миллиарды активов».
В свою очередь Амиржан Косанов назвал два главных, по его мнению, недостатка казахской экономики — монополизм и олигархию, профсоюзник Таспихов пожаловался на ущемление предпринимателей со стороны государства, а представлявший Еспаеву Перуашев пообещал в случае победы его кандидата поддержать малый бизнес и снизить ставки НДС. В ходе последующей дискуссии кандидаты фактически не вступали в споры и, наоборот, сосредоточились на ключевых точках соприкосновения.
Коммунист Ахметбеков и Тугел нашли точки соприкосновения в вопросе традиционных ценностей. С разных идеологических позиций оба считают, что надо ограничивать негативное влияние из-за рубежа на местную культуру... Почти все кандидаты затрагивали вопросы положения села, усиления социальной работы и поддержки отечественного производителя, но при этом Ахметбеков и Таспихов подняли вопрос о правах работников в их отношениях с работодателями, — указывает в комментарии изданию Zakon.kz политолог Аскар Нурша.
По мнению другого казахстанского политолога, Марата Шибутова, оживлённой дискуссии не получилось, поскольку в казахстанской политике принято избегать публичных конфликтов.
Поэтому дебатёры не стали сильно критиковать друг друга. Кандидаты больше старались изложить собственную позицию, нежели уязвить противника, — подвёл итог публичной дискуссии эксперт у себя в Facebook.
Среди других плюсов прошедших теледебатов казахстанские эксперты выделяют повышение роли национального языка — большая часть прений проходила на казахском. Также положительную оценку аналитиков заслужил тот факт, что подобное мероприятие состоялось впервые за долгое время — до этого претенденты на президентское кресло (за исключением занимавшего тогда пост главы государства Нурсултана Назарбаева) встречались в телеэфире только в 2005 году. Сейчас эксперты полагают, что сам факт теледебатов поможет развитию демократии в республике. Так, например, впервые получил возможность выступить перед широкой аудиторией Амиржан Косанов, которого ранее в казахстанских СМИ считали «персоной нон грата».
В целом, как написал у себя в Facebook директор казахстанского Центра актуальных исследований «Альтернатива» Андрей Чеботарёв, главная интрига предвыборной кампании в республике заключается в конкуренции «за второе место между людьми, заинтересованными продолжить свою политическую деятельность». Тем самым, очевидно, эксперт намекал на то, что у действующего президента Токаева нет серьёзных конкурентов.