Транзит власти в Казахстане создаёт впечатление непрерывности политики в республике. В течение нескольких месяцев перед прошедшими 9 июня выборами действующий президент страны Касым-Жомарт Токаев воздавал почести своему предшественнику — Нурсултану Назарбаеву. Сам Назарбаев сохранил за собой возможность влиять на внутреннюю и внешнюю политику. Эксперты полагают, что дальнейшая политика Токаева будет идти в русле предшественника, тем не менее в Казахстане растут протестные настроения, и власти в дальнейшем придётся с этим считаться.
10 июня президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев обратился к избирателям после публикации предварительных результатов голосования, которое закрепило его нахождение у власти.
Народ Казахстана поддерживает преемственность стратегии развития страны. Прошедшие выборы были справедливыми, открытыми. В выборах участвовали семь кандидатов. Им были созданы равные условия. С моей стороны были предприняты все меры, чтобы выборы прошли справедливо, открыто, честно, — заявил Токаев на пресс-конференции в президентской резиденции Акорда.
В течение месяца после того, как будут опубликованы окончательные результаты выборов, должна состояться торжественная инаугурация Токаева, на которой, как ожидается, он огласит свою программу.
Сейчас, по предварительным результатам, Токаев набрал 70,76% голосов избирателей. Его ближайший преследователь — оппозиционный журналист, кандидат от национал-патриотического движения «Улт Тагдыры» Амиржан Косанов — 16,02%.
Наблюдатели оценивают высокий результат Косанова как, с одной стороны, следствие низкой по сравнению с Назарбаевым популярности Токаева, с другой — как показатель роста протестных настроений в казахстанском обществе. Явка избирателей составила 77,4%, что по казахстанским меркам не очень много. Для сравнения: на выборах 2015 года, где Назарбаев набрал 97,75% голосов избирателей, явка составила 95,22%. Кроме того, 9 июня 2019 года, в день голосования, массовые акции протеста против «безальтернативных выборов» прошли в Алма-Ате, Нур-Султане, Шымкенте и других крупных городах. За нападение на сотрудников полиции было арестовано более 500 человек.
Представители Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) раскритиковали задержания оппозиционеров и заявили, что выборы проходили в политической среде, которая «не может гарантировать честность подсчёта голосов». В свою очередь миссия наблюдателей от Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) признала выборы в Казахстане «достоверными и демократичными».
После того как 19 марта Нурсултан Назарбаев назначил Токаева главой Казахстана, его преемник погрузил страну в атмосферу прославления первого президента. Так, первым указом Токаева стало переименование столицы страны Астаны в Нур-Султан. Затем 28 мая — накануне юбилейного саммита Евразийского экономического союза (ЕАЭС) — Токаев торжественно наградил президентов России, Белоруссии и Киргизии орденами «Первого президента Казахстана — лидера нации Нурсултана Назарбаева»: пояснялось, что лидеры стран — участниц ЕАЭС удостоились этой награды «за особый вклад в расширение сотрудничества с Казахстаном». Также на съезде Назарбаев был выбран почётным председателем Высшего евразийского совета.
Эксперты отмечали, что сейчас в руководстве Казахстана фактически образовались два центра власти. С одной стороны, 79-летний Назарбаев покинул президентский пост, но по-прежнему занимает три ключевые должности: председателя Совета национальной безопасности, лидера правящей партии «Нур Отан», национального лидера (елбасы) и почётного сенатора. То есть в руках первого президента Республики Казахстан остаётся реальный контроль за внешней и внутренней политикой.
С другой стороны, Токаев во время предвыборной кампании запомнился в основном поездками по регионам, где на встречах с избирателями обещал лично заняться проблемами здравоохранения и усовершенствовать систему налогообложения. Предположительно, основным направлением деятельности Токаева станет социальная политика.
Я не думаю, что после вступления президента Токаева в должность в Казахстане следует ждать каких-либо резких изменений, — отмечает News.ru старший преподаватель департамента политической науки НИУ ВШЭ, эксперт Российского совета по международным делам Григорий Лукьянов. — Новый президент ранее был одним из авторов концепции многовекторной внешней политики Казахстана. Учитывая бэкграунд Токаева, нет оснований полагать, что он захочет кардинально поменять эту удобную во всех отношениях внешнеполитическую линию. К тому же казахстанскую элиту в целом устраивает многовекторная политика, когда республика старается не занимать ничью сторону в крупных международных политических конфликтах.
Концентрация внутренней повестки на социальных вопросах также, по мнению политолога, логична.
Когда Назарбаев заявлял о своей отставке, он также провозгласил новый политический курс, касающийся внутренней повестки. А он предполагает концентрацию, в первую очередь, на социальной политике, — напоминает политолог.
Кроме того, по мнению Лукьянова, совершенствование социальной политики в республике необходимо Токаеву, чтобы завоевать доверие казахстанских избирателей — поскольку, как показали выборы, он набрал меньше голосов, чем в прошлом получал Нурсултан Назарбаев. В целом весь президентский срок Токаева будет продолжением прежнего курса страны, поскольку Назарбаев сохранил в руках рычаги контроля за казахстанской политикой, да и перемены невыгодны казахской элите, заключает Лукьянов.