Конституционный референдум в Белоруссии состоится 27 февраля, указ об этом подписал президент Александр Лукашенко. В бюллетене будет только один вопрос: «Принимаете ли Вы изменения и дополнения Конституции Республики Беларусь?». Проект поправок в белорусскую конституцию был обнародован в декабре 2021 года. Отклики и предложения собирали около месяца. Как утверждают белорусские власти, в итоге их оказалось почти 9 тысяч. Несмотря на масштабную кампанию, в Белоруссии стали звучать мнения экспертов, что референдум потерял смысл для президента Лукашенко, который уже якобы ищет возможность отложить его в очередной раз. О том, что могло повлиять на отношение президента Белоруссии к референдуму, — в материале NEWS.ru.
Нынешний референдум стал четвёртым по счёту, инициированным президентом Лукашенко. В 1995 году с помощью всенародного опроса были приняты новые флаг и герб, почти не отличающиеся от советских, русский язык обрёл статус государственного, а президент получил право на досрочный роспуск парламента. Через год Лукашенко инициировал новый плебисцит, смысл которого сводился к превращению Белоруссии из парламентско-президентской республики в исключительно президентскую. В 2004 году президент страны прибегнул к референдуму, чтобы убрать для себя ограничения в два срока.
Все эти плебисциты Лукашенко называл торжеством демократии и реальным механизмом для граждан принимать ключевые решения. Его оппоненты высказывались иначе: президент выбрал циничный способ укрепления своей единоличной власти с помощью послушных чиновников, которые не гнушались фальсификациями. Евросоюз поддержал это мнение, впервые объявив санкции в отношении Лукашенко за «нарушения прав человека и нарушения на выборах» именно после референдума 1996 года.
Нынешний референдум призван решить несколько ключевых задач. В соответствии с опубликованными поправками Белоруссия остаётся президентской республикой, при этом возвращается положение о двух сроках президента (поправка допускает обнуление всех прежних шести сроков Лукашенко). Также учреждается Всебелорусское народное собрание (ВНБ), которое станет «высшим представительным органом народовластия в Белоруссии». В его задачи входит утверждение основ внутренней и внешней политики страны, военной доктрины, концепции нацбезопасности. Проектом предусматривается, что ВНБ вправе сместить президента в случае систематического или грубого нарушения конституции либо совершения государственной измены или иного тяжкого преступления.
Оппозиционный политик и экс-кандидат в президенты Светлана Тихановская в своём Тelegram-канале отметила, что нынешний плебисцит нужен властям, чтобы «обмануть белорусов и вместо голосования за реальные перемены сфальсифицировать народную поддержку режима». Тихановская считает, что референдум не имеет политической и юридической значимости, то есть по сути формален.
О сохранении «широчайших полномочий» президента в случае благоприятного для власти голосования говорится в заявлении штаба другого оппозиционера — экс-главы «Белгазпромбанка» Виктора Бабарико, осуждённого прошлым летом на 14 лет.
Поправки фактически закрепляют сохранение абсолютной власти в руках лица, занимающего должность президента на момент вступления изменений в силу. Занимая одновременно должности президента и председателя впервые закрепляемого Всебелорусского народного собрания, он сохраняет широчайшие полномочия как в области назначения всех ключевых должностных лиц и судей, так и в сфере нормотворчества, — говорится в заявлении.
Официальные белорусские СМИ утверждают, что поправки к конституции прошли обсуждения в трудовых коллективах и общественных организациях. Рапорты представителей власти при этом очень похожи на доклады советских времён, их стилистика напоминает речи на партийных форумах.
Высокая активность и высказанные в рамках всенародного обсуждения мнения наших граждан подтвердили значимость и актуальность предложенных подходов по модернизации Основного закона. Высказано много личных инициатив людей по совершенствованию текста Конституции, — отчитался в республиканских СМИ директор Национального центра правовой информации Андрей Мательский.
С тем, что четвёртый белорусский референдум по форме и содержанию оказался формальностью, не согласен политолог из Минска Александр Шпаковский, который в беседе с NEWS.ru напомнил, что плебисцит стал логичным завершением конституционной реформы, которая началась в Белоруссии несколько лет назад.
Никакое общество не может быть статичным, как и законодательство страны. Необходимы перемены в соответствии с духом времени, с возникающими вызовами и угрозами, новыми отношениями. Эти перемены могут быть реализованы только в конституционном, правовом поле, что отличает цивилизованное общество от банановой республики, — убеждён политолог.
По мнению Шпаковского, белорусскому обществу даётся шанс на дальнейшее законное суверенное развитие с сохранением достижений нынешней государственной модели и переход к новому общественному договору.
Идея о проведении конституционной реформы в Белоруссии на самом деле возникла после президентских выборов в августе 2020 года и последовавших за ними массовых акций протеста. Эта идея подробно обсуждалась на встрече президентов Путина и Лукашенко в сентября того же года. Тогда Лукашенко говорил о проведении референдума и досрочных президентских выборов весной 2021 года, но ему удалось протянуть время до февраля нынешнего года. Действующий президент, как создаётся впечатление, долго не мог решиться на этот шаг.
Дальнейшее затягивание обещания уже невыгодно Москве, которая заинтересована в референдуме больше, чем Минск, отметил в беседе с NEWS.ru политический аналитик Дмитрий Болкунец.
Москва рассчитывает, что референдум позволит начать политический транзит в Белоруссии, итогом которого станет уход из политики Лукашенко. Для меня очевидно, что добровольно он уходить не собирается. Он будет что-то придумывать, говорить о войне... Но денег сейчас Лукашенко из Москвы не получает, с ним никто там работать не хочет. Даже на уровне бизнеса вести дела с Белоруссией не хотят, в которой десятки тысяч компаний закрываются, бизнесмены покидают страну.
Политолог Болкунец пришёл к выводу, что Москва заинтересована в политических изменениях в Белоруссии, поскольку вкладывать деньги в нерентабельную экономику страны даже в рамках Евразийского союза бесперспективно. На его взгляд, Лукашенко, дав согласие на конституционную реформу, решил попробовать внедрить в стране прежнюю казахстанскую модель: он собирался контролировать страну из кабинета главы ВНБ, передав пост президента своему человеку. Но январские события в Казахстане заставили Лукашенко пересмотреть эти планы, теперь он намерен совмещать должности президента и главы ВНБ. Время нахождения во власти Лукашенко, как полагает Болкунец, теперь зависит не от внутренней ситуации, а от российского руководства: если оно проявит твёрдость, Лукашенко всё-таки придётся уйти до 2024 года, к очередным выборам президента России.
Казахстанские события, как оказалось, существенно повлияли на внутриполитическую жизнь в Белоруссии. Теперь должность главы ВНБ Лукашенко не считает хорошей возможностью реально править, переложив ответственность на других. Но отказаться от проведения голосования, как складывается впечатление, белорусский лидер уже не может — оппоненты только и ждут, чтобы уличить его в отсутствии смелости. Трудно ему будет обосновать отказ и перед Москвой. Проигрывать на референдуме Лукашенко тоже нельзя, это будет ещё один серьёзный удар по его легитимности и репутации. Остаётся занять оба властных кресла и демонстрировать союзникам и недругам прежнюю политическую ловкость. Поправки к конституции дадут ему такую возможность до 2035 года. Если, конечно, хватит сил и везения.